Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Рубцовой Н.В., Гордеевой О.В., при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-804/2022 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по адрес к фио о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя административного ответчика фио по доверенности фио на решение Тверского районного суда адрес от 14 июля 2022 года об удовлетворении административного иска,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 10 по адрес обратилась в суд с административным иском к фио о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере сумма, пени по налогу на имущество физических лиц в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Мачульская В.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как в ее собственности находится недвижимое имущество, которое является объектами налогообложения. В связи с изложенным налоговым органом был начислен налог за 2018 год и направлено налоговое уведомление N84157867 от 28.09.2020, а также начислен налога за 2019 год и направлено уведомление N 39945301 от 01.09.2020. Однако налоги, ответчиком уплачены не были. В соответствии со ст.69, 70 НК РФ ответчику было направлено требование об уплате налогов и пени N158121, которое также не было удовлетворено ответчиком. Поскольку судебный приказ
N 2а-345/21 от 08 июня 2021 года о взыскании недоимки по налогам, пени определением мирового судьи от 08 ноября 2021 года отменен, налоговый орган обратился в суд с вышеизложенными требованиями.
Решением Тверского районного суда адрес от 14 июля 2022 года постановлено:
"Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по адрес к фио о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени - удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу Инспекции федеральной налоговой службы России N 10 по адрес задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме сумма, пени в сумме сумма
Взыскать с фио в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма".
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный ответчик, действуя через представителя, просит отменить данный судебный акт, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального т процессуального права.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, обсудив доводы жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно частям 6 и 4 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате транспортного налога, налога на имущество физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе на здание, строение, сооружение.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
Порядок исчисления налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, при этом исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение обстоятельства, на которых основаны исковые требования ИФНС России N10 по адрес о взыскании суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц; административным истцом представлены доказательства, подтверждающие наличие у ответчика на праве собственности объектов налогообложения, факт начисления налога в соответствии с требованиями законодательства, неисполнения налогоплательщиком своей обязанности по уплате налогов, при этом расчет налога, представленный истцом, проверен судом и признан верным.
Согласно сведениям, предоставленным регистрирующими органами, Мачульская В.А. в налоговых периодах 2018-2019 гг. являлась собственником следующих объектов недвижимого имущества: иные строения, помещения и сооружения, адрес: 127566, Москва г, адрес, строен. 3, кадастровый номер 77:02:0007001:7716, дата регистрации права - 28.02.2018 г.; иные строения, помещения и сооружения, адрес: 127566, Москва г, адрес, строен. 3, кадастровый номер 77:02:0007001:7717, дата регистрации права - 02.06.2014 г.
Согласно налоговым уведомлениям N84157867 от 28.09.2020 и N 39945301 от 01.09.2020, ответчику надлежало уплатить за налоговые периоды 2018-2019 гг. налог на имущество за указанные объекты в сумме сумма Между тем, задолженность перед бюджетом по данному налогу в полном объеме ответчиком не погашена.
На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ, в связи с неисполнением обязанности по соответствующим налогам, Инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 158121 по состоянию на 24.12.2020, со сроком уплаты - 26.01.2021. В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по налогу на имущество, которые составили сумма и были включены в требование N 158121. Однако, данное требование также не исполнено ответчиком.
Оценивая вышеприведенные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, с учетом предоставленного расчета налога и пени, проверенного судом, не установив данных о погашении налоговой задолженности за спорный период, исполнении требования налогового органа, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия находит правомерными выводы суда об удовлетворении требований ИФНС N10 по адрес к фио о взыскании задолженности по налогам и пени.
Вместе с тем, придя к правильному выводу об удовлетворении заявленных ИФНС N10 по адрес требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, суд первой инстанции ошибочно указал, что с фио подлежит взысканию налог на доходы физических лиц.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, поскольку с фио надлежит взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в размере сумма и пени в сумме сумма
Оценивая применительно к изложенному собранные по административному делу доказательства, судебная коллегия полагает, что имеются названные в законе основания для взыскания с налогоплательщика в судебном порядке сумм обязательных платежей; требование об уплате налога на имущество физических лиц административным ответчиком в установленный срок в полном объеме исполнено не было, доказательств обратного, в том числе в апелляционной жалобе, административным ответчиком не представлено; полномочия административного истца на предъявления требований проверены.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие доказательств направления в адрес должника налогового требования не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалах дела документами.
Материалами дела подтверждается факт направления налогового уведомления и требования через личный кабинет налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что административный истец в установленный законом срок обратился в суд с административным исковым заявление о взыскании недоимки по налогу. Доказательств погашения задолженности не представлено.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы налога и пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа (08.11.2021) позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, настоящее административное исковое заявление подано в установленный срок 08.05.2022.
Оснований, в том числе безусловных, для отмены решения суда по изученным материалам административного дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 14 июля 2022 года изменить, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по адрес к фио о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени - удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу Инспекции федеральной налоговой службы России N 10 по адрес задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме сумма, пени в сумме сумма
Взыскать с фио в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.