Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-81/2023 по апелляционной жалобе фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года по административному исковому заявлению фио к ФСИН России о признании незаконными ответы на обращения, которым в удовлетворении требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
фио А.Ю. обратился с административным иском к ФСИН России о признании незаконными ответы ФСИН России от 27.04.2022 N ог-2-21111, от 05.05.2022 N ог-5-22173, от 06.05.2022 N ог-5-22640, от 17.05.2022 N ог-8-24503, от 17.05.2022 N ог-2-24423, от 18.05.2022 N ог-7-24616, от 25.05.2022 N ог-22-26333, от 25.05.2022 N ог-26234, от 26.05.2022 N ог-2-26533, от 27.05.2022 N ог-8-26837, от 03.06.2022 N ог-2-28044, от 07.06.2022 N ог-5-28634, от 07.06.2022 N ог-5-28636, от 10.06.2022 N ог-5-29399, от 07.06.2022 N ог-2-28638, от 20.06.2022 N ог-5-30612 и обязании рассмотреть обращения в установленном порядке, мотивируя требования тем, что ФСИН России не ответил на все поставленные вопросы.
Замоскворецкий районным судом адрес 15 февраля 2023 года постановлено решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе административный истец фио просит решение отменить, принять новое решение ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о законности ответов ФСИН России.
С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца судебная коллегия соглашается.
Судом при рассмотрении дела установлено, что фио отбывает наказание по приговору Видновского городского суда адрес от 05 апреля 2012 года.
фио А.Ю. через администрацию учреждения направляет в различные инстанции в многочисленные обращения, заявления, жалобы.
Административный истец направил в ФСИН России различные обращения и заявления, на что получал ответы от 27.04.2022 N ог-2-21111, от 05.05.2022 N ог-5-22173, от 06.05.2022 N ог-5-22640, от 17.05.2022 N ог-8-24503, от 17.05.2022 N ог-2-24423, от 18.05.2022 N ог-7-24616, от 25.05.2022 N ог-22-26333, от 25.05.2022 N ог-26234, от 26.05.2022 N ог-2-26533, от 27.05.2022 N ог-8-26837, от 03.06.2022 N ог-2-28044, от 07.06.2022 N ог-5-28634, от 07.06.2022 N ог-5-28636, от 10.06.2022 N ог-5-29399, от 07.06.2022 N ог-2-28638, от 20.06.2022 N ог-5-30612, с содержанием которых административный истец не согласен, полагая их неполными и не мотивированными.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку обращения фио рассмотрены ФСИН России в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N59-ФЗ), фио даны ответа на все поставленные вопросы, что соответствует положения ст. 9 и ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).
В соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (части 1 и 2 названного Федерального закона).
Согласно подпункту 9 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Приказом ФСИН России от 14 августа 2020 года N 555 утвержден утверждении Регламент Федеральной службы исполнения наказаний, которым установлен единый порядок рассмотрения обращений и организации приема граждан.
Пунктом 2 Регламента предусмотрено, что ФСИН России самостоятельна в осуществлении своих полномочий. При осуществлении своих полномочий ФСИН России непосредственно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти и правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В ФСИН России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФСИН России, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан (пункт 159).
В силу пункта 161 письменные обращения граждан, поступившие в ФСИН России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях директор ФСИН России, заместитель директора ФСИН России, курирующий соответствующее структурное подразделение ФСИН России, либо начальник структурного подразделения ФСИН России, давший соответствующее поручение, вправе продлить срок рассмотрения письменного обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего письменное обращение.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (пункт 164).
Приказом ФСИН России от 10 августа 2011 года N 464 утверждена Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний, которая разработана в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) документов, совершенствования делопроизводства в ФСИН России, повышения его эффективности и устанавливает обязательные для всех сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России (далее - работники) правила документирования и порядок документооборота.
Из вышеприведенного следует, что ФСИН России самостоятельна в осуществлении своих полномочий, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
ФСИН России в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан и организаций (далее - обращения граждан), а также ходатайств в их поддержку по вопросам сферы деятельности Министерства, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступивших в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан, принимает по ним решение и направляет ответ в установленный срок.
ФСИН России в рамках установленных законом полномочий определяет порядок разрешения обращений и дает на них ответы.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (пункт 62).
В абзаце пункта 62 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации указано, что следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В настоящем административном деле фактов превышения административным ответчикам в связи с рассмотрением обращений фио предоставленных ему полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества не установлено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с положениями приведенных норм, приходит к выводу, что на заявления фио ответы даны надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции в установленные законом сроки, ответы мотивированы, даны по существу поставленных в обращениях вопросов. Содержание ответов требованиям законодательства не противоречит, препятствий к осуществлению прав и свобод заявителя не установлено.
Несогласие фио с содержанием ответов на его обращение не может рассматриваться как нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом N59-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о необеспечении участия административного истца в судебном заседании являются несостоятельными, поскольку судом обеспечено участия фио посредством видеоконференц-связи, административному истцу предлагалось принять участие в судебном заседании; однако административный истец, находившийся в помещении проведения заседания посредством видеоконференц-связи, от участия в рассмотрении дела отказался, что следует из протокола, а также видеозаписи судебного заседания; тем самым процессуальные права административного истца не нарушены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.