Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-1444/2022 по административному исковому заявлению Ондара фио к ФСИН России о признании направления, а также отказа в переводе в иное исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников - незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление и взыскании компенсации
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 08 декабря 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным ответ ФСИН России за Nог-12-16685 от 07.04.2022 г. об отказе Ондару фио. в переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.
Обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Ондара фио о его переводе в исправительное учреждении, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, о чем незамедлительно сообщить суду, Ондару фио.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Лукашенко Н.И, возражения административного истца Ондара фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио фио. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о признании незаконным решения об отказе в переводе в иное исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, обязании повторно рассмотреть заявление о переводе и взыскании компенсации в размере сумма
Требования мотивированы тем, что он был осужден к реальному лишению свободы и для отбывания наказания направлен в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по адрес, затем в 2014 году переведен в ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по адрес, которое расположено на значительном расстоянии от места жительства его близких родственников, проживающих в адрес. В удовлетворении заявления о переводе в иное исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства его близких родственников было отказано, с чем не согласен административный истец, так как на протяжении длительного времени фио фио. не может воспользоваться своим правом на свидания, поддерживать социальные связи с семьей.
Суд постановилприведенное выше решение об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направил, о причинах неявки представителя не сообщил, судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав возражения административного истца фио фио, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ондар Н.М.о. до ареста проживал и был зарегистрирован по адресу: адрес
Приговором Иркутского областного суда от 30.12.2009 Ондар Н.М.о, признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 18 лет в исправительной колонии особого режима (л.д. 31-39).
Для отбывания наказания Ондар Н.М.о. был направлен в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по адрес. В 2014 г. переведен в ФКУ ИК -8 ГУФСИН России по адрес, где содержится по настоящее время.
Ондар Н.М.о. направил заявление о переводе в исправительное учреждение адрес, ближе к месту жительства родственников.
07.04.2022 г. ФСИН России направила ответ Nог-12-16685 об отказе в удовлетворении заявления ссылаясь на то, что оснований для переводе не имеется, поскольку Ондар Н.М.о, осужден при особо опасном рецидиве преступлений.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на ст.ст. 10, 73, 81, 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", определение Конституционного Суда Российской Федерации N 1016-О от 25 мая 2017 года, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, при этом исходил из того, что административный ответчик формально рассмотрел обращение Ондара Н.М.о.
С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия.
Согласно приговору Иркутского областного суда от 30.12.2009 года Ондар Н.М.о, родившийся.., признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. "... в исправительной колонии строгого режима. На момент вынесения Иркутским областным судом приговора, наказание, назначенное по предыдущему приговору Кызылского городского суда адрес Ондар Н.М.о. не отбыто.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ондар Н.М.о. был осужден 30 декабря 2009 года по п. "б, ж" ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 30, п. а, б, ж"" ч. 2 ст. 105; ч. 3 ст. 321 Уголовного кодекса Российской Федерации при особо опасном рецидиве с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Поскольку Ондар Н.М.о. был осужден при особо опасном рецидиве, то в соответствии с ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации ФСИН России он для отбывания наказания был направлен в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес, где имеются условия для размещения указанной категории лиц.
Таким образом, вывод в решении ФСИН России об отсутствии исключительных обстоятельств для перевода Ондара Н.М.о. в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства родственников является обоснованным.
При таком положении вывод в решении суда о том, что заявление Ондара Н.М.о. было рассмотрено формально, не соответствует обстоятельствам административного дела, поскольку проживание матери Ондар Н.М.о. - фиоо. в адрес само по себе не относится к исключительным обстоятельствам для изменения места отбывания наказания лицу, осужденному при особо опасном рецидиве, включенному в перечень, предусмотренный ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации.
Препятствий для отбывания наказания Ондар Н.М.о. в исправительной колонии, где он в настоящее время находится, по делу не установлено.
Кроме того, в заявлении Ондар Н.М.о. о переводе в исправительное учреждение, ближе к месту жительства родственников, которое поступило в УФСИН России 21.01.2022 года, круг близких родственников не конкретизирован (л.д.21-22).
Между тем, согласно пункту 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
При этом судом не дано оценки тому, что в административном исковом заявлении Ондара Н.М.о. не названы обстоятельства, которые по смыслу закона, требуют удовлетворения заявления о переводе.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 N 562-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины фио на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 и частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Также в упомянутом определении обращено внимание на то, что положения ч. 2 ст. 81 адрес кодекса Российской Федерации предусмотрены законодателем в рамках его полномочий, не выходят за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан и соотносятся с принципами дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (статья 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Более того, в настоящее время эти нормы приведены в соответствие с общепризнанными требованиями международного права.
Вопросы изменения места дальнейшего отбывания наказания урегулированы следующими законоположениями, которые подлежат применению с учетом целей правового регулирования.
Так, согласно ч. 2 ст. 81 адрес кодекса Российской Федерации перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Частью 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации, на которую имеется ссылка выше, установлены правила определения места отбывания лишения свободы с учетом принципов дифференциации и индивидуализации наказаний.
А именно, в отношении осужденных за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей ст. 127.1, ст.ст. 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей ст. 282.1, частями первой, первой.1 и третьей ст. 282.2, ст. 317, частью третьей ст. 321, частью второй ст. 360 и ст. 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, действует специальная норма права - ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой такие осужденные направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (утв. приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, допускается по решению ФСИН России. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит.
Основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденных является заявление осужденных и (или) их родственников, обращение начальника исправительного учреждения, ликвидация или реорганизация исправительного учреждения, а также иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, а также поступившее из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решение о реадмиссии или депортации в отношении осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 11 Порядка).
Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе (далее - заключение о переводе) (п. 13 Порядка).
В заключении о переводе должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) осужденного; место регистрации до ареста; гражданство; сведения о судимостях; отбывал ли ранее наказание в местах лишения свободы; дата вынесения судом приговора, каким судом вынесен приговор, статья(и) Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой(ым) осужденный привлечен к ответственности, назначенный срок и вид наказания, режим исправительного учреждения, информация о вступлении приговора суда в законную силу; начало и конец срока наказания; в отношении осужденных, подлежащих направлению в тюрьму, - назначенный срок отбывания наказания в тюрьме; начало и конец срока отбывания наказания в тюрьме - в отношении осужденных, подлежащих переводу из тюрьмы в исправительную колонию; номер исправительного учреждения, в котором содержится осужденный; информация об исправительных учреждениях (СИЗО УИС), в которых содержался осужденный до прибытия в данное исправительное учреждение, с указанием оснований перемещения; сведения о том, на каком виде специального и профилактического учета состоит или состоял; информация об отсутствии (наличии) у осужденного противопоказаний для отбывания наказания в отдельных местностях Российской Федерации в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний.
Заключение о переводе утверждается начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим.
Утвержденное территориальным органом УИС заключение о переводе с материалами направляется во ФСИН России.
К заключению о переводе должны прилагаться: характеристика; справка о поощрениях и взысканиях; письменное заявление осужденного на перевод (за исключением случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения) либо письмо начальника исправительного учреждения, согласованное начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим; при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, - справка оперативного управления (отдела, группы) территориального органа УИС с указанием мер, принятых территориальным органом УИС для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; справка медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России (п. 15 Порядка).
Территориальный орган УИС не позднее шести дней от даты получения материалов из соответствующего учреждения УИС утверждает заключение о переводе, а при необходимости перевода осужденного в исправительное учреждение другого территориального органа УИС направляет заключение о переводе и материалы к нему во ФСИН России. В случае изменения решения суда в отношении осужденных, материалы на которых рассматриваются во ФСИН России, территориальный орган УИС незамедлительно информирует об этом Главное оперативное управление ФСИН России и Управление исполнения приговоров и специального учета ФСИН России.
Копия заключения о переводе помещается в личное дело осужденного (п. 16 Порядка).
По смыслу приведенных законоположений заявление о переводе в другое исправительное учреждение осужденного, относящегося к категории лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации, не является для ФСИН России безусловным основанием для его удовлетворения, если в нем отсутствуют указания на исключительные обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 81 адрес кодекса Российской Федерации, препятствующие дальнейшему отбыванию наказания в исправительном учреждении, изначально определенном в установленном законом порядке (ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) органами ФСИН России.
В частности закон требует, с одной стороны, чтобы имелся существенный повод для перевода в виде исключительных обстоятельств, перечень которых является открытым, то есть наличие таких факторов, при которых отказ в переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в другую исправительную колонию того же вида создаст реальную угрозу нарушения его прав.
С другой стороны, необходимым условием для удовлетворения административного иска является реальная возможность у ФСИН России осуществления такого перевода, под которой понимается как присутствие свободных мест в другом исправительном учреждении того же вида, так и возможность соблюдения требований безопасности при этапировании, конвоировании и дальнейшем содержании осужденного, имея в виду повышенную социальную опасность лиц, поименованных в ч. 2 ст. 81 адрес кодекса Российской Федерации, связанную с характером совершенного ими преступления (похищение человека, торговля людьми, преступления террористического характера, участие в незаконных вооруженных формированиях, вооруженном мятеже, диверсиях, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, иных преступлений против основ конституционного строя и безопасности).
Кроме того, применительно к ч. 2 ст. 81 адрес кодекса Российской Федерации имеет значение личность осужденных за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных.
К таким лицам относятся и осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что приговором Иркутского областного суда от 30.12.2009г. административный истец осужден за совершение преступлений отбывая наказание в Учреждении УК-272/19 адрес, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п."б, ж" ч.2 ст.105, ч.3 ст.30, п. "а, б, ж" ч.2 ст.105, ч.3 ст.321 УК РФ, по совокупности преступлений назначено наказание 15 лет лишения свободы, по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору суда от 19.06.2006г. и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 18 лет в исправительной колонии особого режима.
При этом решение ФСИН России по спорному вопросу в любом случае должно приниматься на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, как это предусмотрено ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях (п. 2 ст. 13 названного Закона).
Поэтому открытый перечень исключительных обстоятельств, в который по смыслу закона, придаваемому ему судебной практикой, включается невозможность поддержания родственных связей, наделяет административного истца правом назвать причины, по которым реализация его права на встречу с близкими родственниками невозможна именно ввиду значительной отдаленности их друг от друга, но вместе с тем и обязывает административного истца представить обоснование, что такие встречи действительно возможны в другом исправительном учреждении и необходимы для его исправления (например, переписка с близкими родственниками, в которой последние выражают желание на посещение осужденного, но не могут приехать в силу конкретных обстоятельств, иные доказательства, подтверждающие характер и устойчивость родственных связей, оказание взаимной поддержки, а также документы о состоянии здоровья, возрасте, материальном положении осужденного и его родственников).
Между тем такие исключительные обстоятельства Ондар Н.М.о. в административном исковом заявлении не названы, при том, что в нем не учитывается, что для административного истца, который относятся к осужденным, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации, недостаточно указания на проживание его близких родственников в другом субъекте Российской Федерации, как это предусмотрено для иных категорий осужденных, поименованных в ч.ч. 1, 2, 3 названной статьи.
Более того, повторное рассмотрение ФСИН России того же вопроса, как это признал суд в настоящем деле, не принимает во внимание разъяснения, которые даны в п. 26 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Согласно данным разъяснениям, если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Однако по данному делу судом первой инстанции не установлено обстоятельств, на которые ссылался административный истец, и которые бы не получили оценки в решении ФСИН России по спорному вопросу.
Не названа в решении суда и правовая позиция, которую должен принять во внимание ФСИН России при повторном рассмотрении обращения административного истца.
При таком положении решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 08 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым Ондару фио в удовлетворении административного иска к ФСИН России о признании отказа в переводе в иное исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление и взыскании компенсации - отказать.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Замоскворецкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 октября 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.