Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Тиханская А.В., рассмотрев материал NМа-236/2023 по частной жалобе административного истца фио на определение судьи Таганского районного суда адрес от 22 марта 2023 года, которым постановлено:
отказать в принятии административного искового заявления фио к Прокурору адрес фио о признании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Прокурору адрес, в котором просил незаконным действие (бездействие) административного ответчика при рассмотрении жалобы от 4 февраля 2023 года, нарушение порядка рассмотрения жалобы, возложить обязанность рассмотреть жалобу, признать прокуратуру экстремистской организацией, обязать Генерального прокурора не выплачивать прокурору адрес дополнительные оклады.
Определением судьи Таганского районного суда адрес от 22 марта 2023 года фио было отказано в принятии административного искового заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, поскольку административный иск не содержит требований о защите нарушенных либо оспариваемых прав и свобод административного истца и, исходя из своего содержания, не подлежит рассмотрению в судах.
Об отмене определения судьи как незаконного просит административный истец по доводам частной жалобы.
Согласно части 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что доводы частной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 12 данного Федерального закона по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).
Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Как усматривается из материала, фио оспаривал действие (бездействие) прокурора адрес при рассмотрении его жалобы, тем самым указывал на допущенные нарушения его прав при разрешении обращения, направленного в органы прокуратуры.
Применительно к изложенному у суда отсутствовали основания для отказа в принятии административного искового заявления фио в части требований о признании незаконным действия(бездействия) прокурора при рассмотрении жалобы от 04 февраля 2023 года, возложении обязанности рассмотреть жалобу.
На основании изложенного, обжалуемое определение в названной части законным не является, в силу пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением материала по указанным требованиям фио в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятия. В остальной части требований фио оснований не согласиться с выводами суда об отказе в их принятии не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Таганского районного суда адрес от 22 марта 2023 года отменить в части отказа в принятии административного иска фио к Прокурору адрес фио о признании незаконным действия(бездействия) при рассмотрении жалобы. В указанной части материал вернуть в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии.
В остальной части определение судьи Таганского районного суда адрес от 22 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу фио - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.