Судья Московского городского суда фио, с участием помощника Московско-Ярославского транспортного прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на постановление судьи Басманного районного суда адрес от 26 июля 2022 года, которым ОАО адрес признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
27 июня 2022 года заместителем Новосибирского транспортного прокурора в отношении ОАО адрес (далее также ОАО "РЖД", Общество) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Басманный районный суд адрес, судьей которого 26 июля 2022 года вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Законный представитель, защитник ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания в установленной ст. 24.4 КоАП РФ форме не заявили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора фио, возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Федеральный закон N 16-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ под зоной транспортной безопасности понимается объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
В силу пп. а, з п. 5 ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции; участки, в том числе, железнодорожные пути, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ч. 4 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ст. 2 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ).
Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Требования).
Данные Требования, согласно п. 2, применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, включающих в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции
Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (п. 4 Требований).
В силу пп. в, г, с п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение
дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений; представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, в силу п. 49 которых досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра. Данные аудио- и видеозаписи подлежат хранению подразделениями транспортной безопасности в течение не менее 30 суток.
Как следует из материалов дела Новосибирской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", по результатам которого установлено, что:
- на железнодорожных вокзалах Новосибирск-Главный, Искитим, Чулымская, Черепаново, Инская, Новосибирск-Западный, включенных в реестр категорированных объектов, не проведена дополнительная оценка уязвимости не проведена;
- на железнодорожных вокзалах Искитим, Черепаново, Новосибирск-Западный, включенных в реестр категорированных объектов, отсутствуют подразделения транспортной безопасности;
- на железнодорожном вокзале Новосибирск-Южный, не являющимся объектом, подлежащим категорированию, не привлечено подразделение транспортной безопасности;
- на железнодорожных вокзалах Новосибирск-Главный, Новосибирск-Восточный, Чулымская, Болотная, Мошково, Тогучин сотрудники подразделений транспортной безопасности не оснащены переносными средствами видеонаблюдения.
Таким образом, в отношении ОАО "РЖД" прокуратурой выявлены нарушения вышеуказанных требований Федерального закона N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности", Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633, Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 N 227, свидетельствующие о наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Учитывая, что ранее 10 декабря 2021 года ОАО "РЖД" привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, вступившим в законную силу, вышеназванные бездействия ОАО "РЖД", выразившиеся в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности признаны образующими признак повторности.
С учетом вышеназванных обстоятельств в отношении ОАО "РЖД" Новосибирской транспортной прокуратурой возбуждено дело по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья районного суда, установив из представленных в дело доказательств вышеназванные обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Общества настоящего дела об административном правонарушении, и признав вину ОАО "РЖД" доказанной, квалифицировала бездействия Общества по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
При этом в постановлении мотивы, по которым судья районного суда не согласился с квалификацией действий Общества, данной Новосибирской транспортной прокуратурой при возбуждении дела об административном правонарушении, не приведены.
Между тем с данной судьей районного суда квалификацией бездействий ОАО "РЖД" по настоящему делу по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ согласиться нельзя.
Согласно пункту 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 N 17-П юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, когда установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, и этот вывод надлежащим образом мотивирован в постановлении по делу об административном правонарушении; в иных же случаях, когда умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, из обстоятельств дела не усматривается и при этом имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, административная ответственность юридического лица может наступать только за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Таким образом, привлечение юридического лица к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности как совершенное умышленно, допускается в случае, когда на основе обстоятельств, свидетельствующих об очевидности для должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение данных требований, противоправности их действий (бездействия) и о возникновении в связи с этим реальной угрозы транспортной безопасности, установлен умышленный характер их действий (бездействия).
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Между тем, по настоящему делу не установлен умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) ОАО "РЖД", ответственных за исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, и этот вывод не содержится в постановлении по делу об административном правонарушении, следовательно, в силу положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 N17-П, юридическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно.
При этом наличие такого квалифицирующего признака состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ как повторность подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах данная судьей районного суда квалификация бездействий ОАО "РЖД" по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ является неверной, в связи с чем, постановление в указанной части в силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а также пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению путем переквалификации бездействий ОАО "РЖД" с части 3 на часть 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, санкция части 2 статьи 11.15.1 названного Кодекса предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 3 данной статьи.
Обстоятельства совершения правонарушения и вина ОАО "РЖД" нашли свое подтверждение имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; копией постановления о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ; документацией ОАО "РЖД", представленной по запросу прокуратуры; иными материалами дела.
Вопреки доводу жалобы ОАО "РЖД" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности.
Довод жалобы об отсутствии у Новосибирской транспортной прокуратуры оснований для проведения в отношении Общества надзорных мероприятий в виде анализа исполнения законодательства нельзя признать состоятельным.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Пунктом 4 Приказа Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" определено, что на транспортные прокуратуры (на правах районных) возложены полномочия по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с установленной компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Таким образом, выполнение прокуратурой надзорной функции подчинено задачам выявления нарушений законов, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, коммерческих организаций, законных интересов общества и государства.
Анализ исполнения законодательства является одной из форм осуществления прокуратурой надзорной деятельности, при осуществлении которой органы прокуратуры самостоятельно определяют методику и тактику осуществления надзорных мероприятий, в том числе путем направления запросов (требований) для получения интересующих сведений.
Данная форма надзорной деятельности носит постоянный и систематический характер и не требует вынесения каких-либо распорядительных актов для начала её осуществления.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных судьей районного суда обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ОАО "РЖД", не усматривается.
Часть 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, его общественную опасность, полагаю необходимым назначить административное наказание по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере сумма, что положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не ухудшает.
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Басманного районного суда адрес от 26 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД" изменить, переквалифицировать совершенное Обществом деяние с ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ на ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В остальной части постановление судьи Басманного районного суда адрес от 26 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.