Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Богородские коммунальные системы" (далее ООО "БКС") фио на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес - заместителя начальника отдела государственного геологического, земельного надзора и в области использования и охраны водных объектов по адрес N 07-35/207 от 30 марта 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда адрес от 02 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "БКС",
УСТАНОВИЛ:
09 октября 2020 г. заместителем Ногинского городского прокурора адрес возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "БКС" по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
30 марта 2021 года должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-35/207, которым ООО "БКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, генеральный директор ООО "БКС" подала на него жалобу в Московский городской суд, в которой просит вынесенные акты отменить, со ссылкой на то, что акт проверки и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не являются надлежащими доказательствами вмененного правонарушения, проверка проводилась без уведомления ООО, ООО о времени и месте рассмотрения материалов не уведомлялось, при рассмотрении дела не учтена ст.31.1, Федерального закона "Об охране окружающей среды", ошибочно применена ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в деле не учтена презумпция невиновности.
В судебном заседании защитник ООО фио жалобу поддержала в полном объеме.
Ногинский прокурор адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ООО защитника фио, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления суда.
В соответствии с ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункты 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу положений статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что на основании поступившей в органы прокуратуры информации по вопросу возможного нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, информации ТО Роспотребнадзора от 24 апреля 2020 года, задания прокуратуры адрес, Ногинской городской прокуратурой адрес совместно со специалистами ТО Роспотребнадзора 08 октября 2020 года организована проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО "БКС".
В результате проведенной проверки 08 октября 2020 года установлено следующее: ООО "БКС" осуществляет прием и очистку сточных вод (сбор и обработку сточных вод) потребителей - жителей и промышленных предприятий адрес и адрес электрик адрес.
ООО "БКС" эксплуатирует очистные сооружения адрес, расположенные по адресу: адрес, и очистные сооружения адрес электрик, расположенные по адресу: адрес электрик. Объекты поставлены на государственный учет в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (коды объектов НВОС 46-0177-010509П, II категория и НВОС 46-0177-010009-П, II категория соответственно).
Кроме того, ООО "БКС" эксплуатирует 11 канализационно-насосных станций, ГНС и офис, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления. Образуемые отходы ООО "БКС" передаются по договорам N 44/20-0 от 01 мая 2020 года, N 285/19-ОП от 09 января 2019 года ООО Научно-производственное внедренческое предприятие "Цессор". Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываются ООО "БКС" ООО "Хартия" в соответствии с договором N 5470-2019/ фио от 06 марта 2019 года. Расчет нормативов образования отходов обществом не осуществлен.
В ходе проверки установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ООО "БКС", в том числе по эксплуатации очистных сооружений адрес и адрес электрик, образуются отходы производства и потребления (бой стекла, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, лом строительного кирпича незагрязненный, ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод), при этом, в нарушение ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ООО "БКС", осуществляющим хозяйственную деятельность на объектах II категории, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на утверждение в уполномоченный орган соответствующий проект не направлен, т.е. 08 октября 2020 года по адресу: адрес, промплощадка 1, стр.2, офис 132 ООО "БКС" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем 09 октября 2020 года заместителем Ногинского городского прокурора адрес вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "БКС".
30 марта 2021 года должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-35/207, которым ООО "БКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления судом не установлено.
Факт совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных ст.ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ требований, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 октября 2020 года, решением о проведении проверки от 06 октября 2020 года, актом проверки от 08 октября 2020 года, в котором подробно изложены выявленные нарушения действующего природоохранного законодательства, постановлением Администрации Богородского адрес N 2687 от 07 октября 2020 года об определении ООО "БКС" гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения и иными материалами дела.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия ООО "БКС" правильно квалифицированы по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, так как юридическое лицо допустило неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, суд находит голословным, направленным на избежание ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами, а в частности актом проверки.
Вопреки доводам жалобы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, мотивированно и содержит в себе все юридически значимые обстоятельства по делу.
Факт совершения ООО "БКС" указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу и обозначенными выше доказательствами, которые являются допустимыми, достоверными, достаточными и которым по правилам ст.26.11 КоАП РФ была дана соответствующая оценка при вынесении должностным лицом обжалуемого постановления о привлечении ООО "БКС" к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе разбирательства по делу установлено, что ООО "БКС", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно было привлечено к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, что свидетельствует о том, что ООО "БКС" было совершено административное правонарушение, предусмотренное именно ч.7 ст.8.2 КоАП РФ.
Соответственно, деяние ООО "БКС" правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и водного законодательства.
Доводы жалобы о том, что обжалуемое постановление и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесены в отсутствие законного представителя общества при его ненадлежащем извещении, уведомление о проведении проверки прокурором в адрес общества не направлялось, судом также отклоняются, поскольку опровергаются представленными по запросу суда материалами дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено Ногинской городской прокуратурой 09 октября 2020 года в присутствии защитника общества фио, действующей на основании доверенности N 46/20 от 08 октября 2020 года с правом осуществления представительских функций в Ногинской городской прокуратуре адрес, в том числе: ознакомления со всеми документами, дачи объяснений, подписи необходимых документов и справок, получения и сдачи документов, заявлений. Уведомление о проведении проверки и решение о проведении проверки получено данным защитником общества в день вынесения решения, которая принимала участие в проведении проверки 08 октября 2020 года.
О месте и времени рассмотрения дела должностным лицом законный представитель ООО "БКС" извещен уведомлением, направленным 29 марта 2021 года в 14.24 час. посредством электронной почты по адресу: bkc@inbox.ru, который является официальным адресом электронной почты ООО "БКС". Данное извещение является надлежащим.
Презумпция невиновности не нарушена.
Постановление о привлечении ООО "БКС" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "БКС" с учетом требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных законом.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО "БКС" в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенных выше Федеральных законах и подзаконных актах, и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Ссылка в жалобе на положения ст.31.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (комплексное экологическое разрешение), сама по себе, с учетом различия предмета регулирования указанной нормы и обстоятельств данного дела, иного вывода по делу не влечет.
Ссылки на пп. "б" п. 2 п.п Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", согласно которому обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, с учетом иного вмененного правонарушения, выразившегося в том, что ООО "БКС", осуществляет хозяйственную деятельность на объектах II категории, не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на утверждение в уполномоченный орган соответствующий проект не направлен, иного вывода по делу не влечет.
Сторона защиты не учитывает, что согласно ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п.2).
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (п.3).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п.4).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п.7).
За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п.8).
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и адрес - заместителя начальника отдела государственного геологического, земельного надзора и в области использования и охраны водных объектов по адрес N 07-35/207 от 30 марта 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда адрес от 02 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО "БКС", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.