Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., с участием старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора
адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Балтийская строительная компания-Развитие" фио на постановление старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N 0407-57/2022/МПП от 02 марта 2022 года, решение судьи Никулинского районного суда адрес от 05 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Балтийская строительная компания-Развитие",
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя межрайонного природоохранного прокурора адрес от 22 декабря 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Балтийская строительная компания-Развитие" (далее - Общество, ООО "БСК - Развитие").
Постановлением старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N 0407-57/2022/МПП от 02 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Никулинского районного суда адрес от 05 октября 2022 года, ООО "БСК - Развитие" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с принятым постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ООО "БСК - Развитие" по доверенности фио обратилась Московской городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В судебное заседание заявитель жалобы - защитник ООО "БСК - Развитие" фио не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 153-154), в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Старший помощник межрайонной природоохранной прокуратуры адрес в судебное заседание фио в судебном заседании возражала относительно требований заявителя, просила оставить жалобу без удовлетворения, полагая факт совершения Обществом вменённого правонарушения доказанным материалами дела, а обжалуемые акты законными и обоснованными, принятыми в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое решение законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ
"Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства
и потребления в недра и на почву, а также размещение их в таких местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998
N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из матери дела и установлено должностным лицом, а также судом первой инстанции, Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения ООО "Балтийская строительная компания-Развитие" требований природоохранного, земельного и градостроительного законодательства при ведении работ на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0010001:1246 в границах особо охраняемой природной адрес "Воробьевы горы" по адресному ориентиру: адрес, вблизи стр. 10.
Установлено, что ООО "БСК - Развитие" является подрядчиком по договору строительного подряда от 11 мая 2021 года N 809/1 на проведение строительно-монтажных работ по реконструкции спортивного комплекса "Воробьевы горы" на Объекте "Лыжная база" (далее - Договор).
В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки 10 ноября 2021 года с 12 ч. 51 мин. до 13 ч. 20 мин. по вышеуказанному адресному ориентиру установлено, что на земельном участке с кадастровыми номером 77:07:0010001:1246 в границах особо охраняемой природной адрес "Воробьевы горы" по адресному ориентиру: адрес, вблизи стр. 10, организована и огорожена строительная площадка, ООО "БСК - Развитие" ведутся работы по строительству четырех двухэтажных объектов капитального строительства с подвальными помещениями. Место проведения работ и прилегающая к нему территория находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Бункеры-накопители для временного хранения отходов не защищены
от воздействия осадков. Допускается сброс отходов на почвенный покров
и зеленые насаждения, в том числе: отходов упаковочных материалов из полиэтилена, полимеров и пластмасс, срыва картона, отходов пенопласта, боя бетона, лома бетонных изделий и кирпича, отходов бетона в кусковой форме, отходов строительного щебня и песка, древесных отходов, иных отходов производства и потребления.
Вышеуказанные отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Указанные действия ООО "БСК-Развитие" квалифицированы по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и Общества подтверждаются материалами административного дела, а именно: актом проверки межрайонной природоохранной прокуратуры адрес от 10 ноября 2021, планом-схемой, фототаблицами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 декабря 2021 года, договором строительного подряда от 11 мая 2021 года, а также иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, с другими представленными по делу доказательствами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "БСК-Развитие" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "БСК-Развитие" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, за нарушение которого ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 3.4 Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями адрес на занимаемых земельных участках, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006
N 981-ПП (далее - Единые экологические требований), для целей временного хранения отходов производства и потребления могут использоваться открытые площадки временного хранения отходов.
Согласно п. 4.6 и 4.6.2 Единых экологических требований на открытой площадке могут храниться отходы IV-V классов опасности для окружающей природной среды или более высокого класса в специальной герметично закрывающейся таре. адрес временного хранения отходов производства и потребления должна: располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц; иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.); спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка.
В соответствии с п.п. 4.6.6, 4.6.7 Единых экологических требований при временном хранении отходов производства и потребления на открытой площадке без тары или в негерметичной таре поверхность отходов должна быть защищена от взаимодействия с дождевыми водами (при необходимости от ветра). Для этого площадку необходимо защитить навесом или использовать брезентовые или другие укрытия. Временное хранение отходов производства и потребления на открытой площадке не должно приводить к химическому и/или биологическому загрязнению, а также захламлению почв на прилегающих территориях.
Аналогичные требования предусмотрены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Вместе с тем, вышеуказанные требования ООО "БСК - Развитие" не исполняются, допускается накопление отходов на почвенном покрове и зеленых насаждениях вне специально оборудованных мест.
В силу п. 1.1 Договора подряда между ООО адрес и ООО "БСК-Развитие" от 11 мая 2021 года N 809/1 (далее - Договор), ООО "БСК -Развитие" обязуется выполнить строительно-монтажные работ на объекте "Реконструкция спортивного комплекса "Воробьевы горы". Объект "Лыжная база" в составе комплексного развитие адрес горы" по адресу: адрес.
Согласно п. 3.2.12 Договора подрядчик обязан немедленно уведомлять заказчика о событиях и обстоятельствах, которые могут оказать негативное влияние на ход выполнения работ, качество работ, сроки завершения работ или не способствовать достижению указанных в технической документации характеристик и показателей объекта.
Исходя из положений п.п. 8.4-8.6 Договора подрядчик несет ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии
в действиях ООО "БСК - Развитие" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с п. 3.1.8 Договора именно Заказчик, в данном случае ООО адрес обязан принимать все требуемые меры в области охраны окружающей среды, суд оценивает критически и отмечает, что пунктом 8.6 Договора предусмотрено, что Заказчик не несет ответственность за соблюдение природоохранного законодательства привлекаемых им Подрядчиков.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ООО "БСК-Развитие", материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "БСК-Развитие" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего природоохранного законодательства.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО " БСК-Развитие" в совершении вмененного ему правонарушения, в поданной жалобе не приведено, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением суда, не является основанием к отмене оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено Обществу в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и соответствует требованиям ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав заявителя.
В случае невозможности уплаты административного штрафа Общество, с учетом своего имущественного положения, не лишено возможности обратиться с заявлением к должностному лицу в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения наименование организации к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора адрес в области охраны окружающей среды N 0407-57/2022/МПП от 02 марта 2022 года, решение судьи Никулинского районного суда адрес от 05 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Балтийская строительная компания-Развитие", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.