Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора адрес фио на постановление заместителя начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 167/1710 от 03.02.2022 г., решение судьи Тушинского районного суда адрес от 10.10.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении адрес
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 167/1710 от 03.02.2022 г. адрес признано виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Тушинского районного суда адрес от 10.10.2022 г. указанное постановление было оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор адрес фио просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суд не принял во внимание и не дал правовую оценку тому обстоятельству, что адрес, являясь генподрядчиком строительства, самостоятельно не выполняет строительные работы, привлекает на договорной основе подрядные организации, которые выполняют работы своими силами либо силами привлеченных субподрядчиков, в связи с чем адрес не является субъектом вмененного ему правонарушения; суд не принял во внимание и не дал правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, а так же доводам о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных как при проведении внеплановой выездной проверки, так и при привлечении адрес к административной ответственности; дело не рассмотрено судом полно, всесторонне и объективно.
адрес "ВНЕШСТРОЙИМПОРТ" фио в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом по почте по указанному в жалобе адресу, об уважительных причинах неявки не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного заседания, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность, предусмотренная ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
В части 1 Примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на адрес трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу п. 1 ст. 13.3 того же Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на адрес иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Исходя из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 17.03.2021 г. по адресу: адрес (адрес, мкр.11, корп.1), выявлен факт нарушения адрес ст. 13 Федерального Закона N 115 от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившиеся в привлечении к трудовой деятельности в качестве монолитчика гр. фио фио не имеющего разрешения на работу либо патента в адрес на право осуществления трудовой деятельности у юридического лица или индивидуального предпринимателя, в связи с чем, действия адрес квалифицированы по части 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства указанного административного правонарушения и виновность адрес в его совершении подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе:
протоколом об административном правонарушении от 28 января 2022 г, отвечающего требованиям ст.28.2 КоАП РФ; распоряжением начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 17 марта 2021 года о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки соблюдения требований миграционного законодательства от 17 марта 2021 г.; фототаблицей; письменными объяснениями гражданина адрес фио предупрежденного об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ; копией постановления Тушинского районного суда адрес по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ в отношении гражданина адрес фио; письменными объяснениями гражданина фио предупрежденного об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ копией договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, адрес, мкр.11, корп.1 от 17 января 2017 заключенного между Застройщиком - Казенным предприятием адрес "Управление гражданского строительства" и Генподрядчиком ? адрес; копией договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, адрес, мкр.11, корп.1 от 24 декабря 2020 заключенного между Застройщиком - Казенным предприятием адрес "Управление гражданского строительства" и Генподрядчиком ? адрес; копией договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, адрес, мкр.11, корп.1 от 21 января 2021 заключенного между Застройщиком - Казенным предприятием адрес "Управление гражданского строительства" и Генподрядчиком ? адрес; копией договора на выполнение подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом, адрес, мкр.11, корп.1 от 20 января 2021 заключенного между Застройщиком - Казенным предприятием адрес "Управление гражданского строительства" и Генподрядчиком ? адрес выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьёй районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьёй районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы о виновности "ВНЕШСТРОЙИМПОРТ" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела. Оснований не согласиться с этими выводами не имеется.
В силу положений ст. 11 ТК РФ, на адрес правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Статьей 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вменённого юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск адрес конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица.
Доводы жалобы о том, что адрес не является субъектом вмененного ему правонарушения, о том, что выполнение работ на объекте осуществлялось подрядными, субподрядными организациями, в соответствии с заключенными договорами, а так же представленные в их обоснование документы, проверялись должностным лицом и судьёй районного суда и были обоснованно отклонены.
Данные доводы полностью опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании вышеуказанных доказательств, из которых следует факт осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности именно в адрес.
Ссылки на договор на выполнение подрядных работ по строительству объекта N ЮТуш11-1/ГП/ЖД/17/62 от 17.01.2017 г, заключенного между Казенным предприятием адрес "Управление гражданского строительства" и адрес, следует, что адрес являлось генеральной подрядной организацией по выполнению работ по строительству жилого дома по адресу: адрес 11, корп. 1, соотносящегося с местом правонарушения, иного вывода по делу не влекут.
Согласно раздела 14 (IV) данного Договора, адрес, как Генподрядчик обязуется соблюдать законодательство РФ, регулирующее порядок привлечения иностранной рабочей силы, все расходы, связанные с получением разрешений для персонала на работу, а также их пребыванием, размещением и проживанием на адрес, в том числе и связанные с медицинским обслуживанием, несет Генподрядчик.
В соответствии с разделом 14 (III) данного Договора, адрес, как Генподрядчик, несет единоличную ответственность за своих сотрудников и всех рабочих на строительной площадке и обеспечивает неукоснительное соблюдение требований положений (в том числе рекомендуемых) действующих в РФ и адрес нормативных документов и правил к собственным сотрудникам и наемным рабочим, а также обеспечивает выполнение этого требования привлеченными им субподрядчиками.
В силу и. 13.1 указанного Договора, Генподрядчик обязуется выполнять работы (оказать услуги) лично, за исключением случаев, прямо установленных в Договоре.
Согласно Договора, заключенного между Казенным предприятием адрес "Управление гражданского строительства" и адрес предусмотрено, что Генподрядчик вправе привлекать субподрядчиков при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 13.6, в том числе привлечение субподрядчика осуществляется на часть работ (по отдельным видам).
В силу п. 13.2 Договора привлечение субподрядчиком не освобождает Генподрядчика от обязательств и ответственности по настоящему Договору. Генподрядчик несет ответственность перед Застройщиком за действия и упущения субподрядчиков, как за свои собственные.
Исходя из названных обстоятельств, адрес обоснованно признано должностным лицом и судьей районного суда надлежащим субъектом ответственности по настоящему делу за нарушение требований миграционного законодательства, связанного с привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности в отсутствие у него документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве.
При этом, представленные в обоснование вышеуказанных доводов документы не свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения и не опровергают выводов должностного лица и судьи районного суда в принятых ими актах, подтвержденных совокупностью вышеуказанных доказательств.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении, влекущих отмену ранее вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, должностным лицом и судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела данной категории.
Доводы жалобы о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных как при проведении внеплановой выездной проверки, так и при привлечении адрес к административной ответственности, так же являлись предметом проверки в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного суда и обоснованно отклонены по основаниям, подробно приведенным в обжалуемом решении. Оснований не согласиться с выводами суда 1 инстанции не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на адрес, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.
П унктами 3 - 10 статьи ст. 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования); основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 данной статьи, не допускается.
Согласно п.п. 30-33 Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. Приказом ФМС России N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015 г. (действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении), подразделения системы ФМС России проводят выездные и документарные проверки.
Выездная проверка может быть плановой или внеплановой.
Выездная проверка осуществляется, в том числе, по месту фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.
На основании подп. 5 адрес регламента по результатам проверки в соответствии с критериями её оценки может быть принято решение о составлении протокола об административном правонарушении или определения о проведении административного расследования.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N 25 от 17.03.2021 г. сотрудниками ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес проведена выездная внеплановая проверка мест пребывания (проживания) фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по указанному адресу, где осуществлялись трудовые функции иностранными гражданами, в ходе которой был выявлен факт нарушения должностным лицом Общества ч. 1 ст. 13.3, ч 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
В данном случае распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным на то должностным лицом - начальником УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, содержит все необходимые сведения, проверка носила выездной внеплановый характер, осуществлялась на объекте фактического осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности по вышеуказанному адресу и проводилась не в отношении конкретного юридического лица.
Оснований для ознакомления законного представителя адрес по окончании проверки с составленными процессуальными документами не имелось, поскольку на момент проведения проверки объективная информация о том, в какой организации осуществляли трудовую деятельность выявленные иностранные граждане, отсутствовала.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в ходе проведения проверки должностным лицом ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес запрошены сведения о проведении работ на объекте по вышеуказанному адресу, где проводилась проверка иностранных граждан и получена информация, позволяющая определить лицо, совершившее нарушение требований миграционного законодательства.
Таким образом, нарушений требований вышеприведенного Федерального закона и Административного регламента при проведении выездной внеплановой проверки мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, административным органом допущено не было. Присутствие во время её проведения представителя названного юридического лица, как и извещение юридического лица о данной проверке, не являлось обязательным.
Вопреки доводам жалобы, все доказательства по настоящему делу получены без нарушений требований закона, они полностью согласуются между собой, в связи с чем, оснований сомневаться в их допустимости и достоверности не имеется.
Каких-либо нарушений прав адрес в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, назначено адрес в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о лице, привлекаемом к административной ответственности.
Постановлением судьи Тушинского районного суда адрес от 18 марта 2022 г. фиоо. привлечен к административной ответственности за работу без патента по ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ именно за работу в адрес.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес N 167/1710 от 03.02.2022 г, решение судьи Тушинского районного суда адрес от 10.10.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении адрес оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.