Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при ведении протокола помощником судьи Осиповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения СЗАО города Москвы на решение Тушинского районного суда города Москвы от 19 апреля 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований УСЗН СЗАО г. Москвы (ИНН 7734077659) к Гаврин-Чайковскому... о взыскании излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
УСЗН СЗАО г. Москвы обратилось в суд с иском к Гаврин-Чайковскому С.С. о взыскании денежных средств в размере 484851, 38 руб, указывая, что ответчик излишне получил средства городского бюджета за период с 01.04.2018 года по 31.10.2020 года на сумму 484851, 38 руб. Требования мотивированы тем, что с 01.08.2015 ответчик, является получателем пенсии по инвалидности и ему назначена РСД, в целях дополнительной поддержки, как неработающему пенсионеру. 23.10.2020 из ГУ - ПФР РФ в результате межведомственного взаимодействия получены сведения об имеющихся у ответчика страховых периодах, в связи с чем была прекращена выплата РСД к пенсии с 01.11.2020. Так, посредством межведомственного взаимодействия были получены сведения о том, что ответчик с 24.11.2015 является генеральным директором ООО "Аттрахент", в связи с непредставлением которых ответчиком, за период с 01.04.2018 по 31.10.2020 образовалась переплата региональной социальной доплаты к пенсии в размере 484851, 38 руб. Поскольку в добровольном порядке ответчиком не осуществлен возврат суммы переплаты, истец обратился в суд с иском.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд, счел возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Храповицкую А.А, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в том числе в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).
Правовое регулирование отношений по установлению социальной доплаты к пенсии пенсионера (основания для установления социальной доплаты, порядок ее выплаты), проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", получающего пенсию (пенсии) в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрено статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Частью 10 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что социальная доплата к пенсии, предусмотренная названной статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Частью 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Изложенные выше нормативные положения, регулирующие порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, в том числе определяющие необходимые действия органа социальной защиты населения при назначении и выплате названной меры социальной поддержки, судом первой инстанции применены правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, судом установлены, поэтому судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в иске по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.07.2015 Гаврин-Чайковский С.С. обратился в ОСЗН района Митино СЗАО г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги (социальной выплаты за счет средств бюджета г. Москвы), приложив к заявлению необходимые документы, и указав сведения о том, что с 01.11.2008 не работает, признан инвалидом 3 группы.
Также в заявлении о назначении РСД к пенсии ответчику был разъяснен порядок выплаты доплаты к пенсии и основания ее прекращения, выдана памятка с указанием оснований прекращений выплаты. Также ответчик подписал письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (л.д.8).
По результатам рассмотрения указанного заявления с 01.08.2015 Гаврин-Чайковскому С.С. была назначена региональная социальная доплата к пенсии.
Посредством межведомственного взаимодействия с ПФР РФ истцом были получены сведения о том, что ответчик с 24.11.2015 является генеральным директором ООО "Аттрахент", в связи с чем с 01.11.2020 ему была прекращена выплата региональной социальной доплаты к пенсии.
В связи с непредставлением сведений о своем трудоустройстве ответчиком, за период с 01.04.2018 по 31.10.2020 на его стороне образовалась переплата региональной социальной доплаты к пенсии в размере 484851 руб. 38 коп, УСЗН СЗАО г.Москвы принято решение N5777 от 31 марта 2021 о взыскании переплаты с ответчика.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем истца в суде, с момента назначения РСД орган соцзащиты ни разу не потребовал от истца трудовой книжки и справки о заработной плате, сведения из ПФР РФ относительно заработка истца не истребовал, в порядке взаимодействия с ПФР РФ сведения в отношении ответчика были истребованы только 23.10.2020.
Также из выписки о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета на 15.01.2021 следует, что в спорный период с 2018 по 2020 годы отчисления страховых взносов в отношении ответчика не производились, заработная плата ему не выплачивалась.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований УСЗН СЗАО г.Москвы о взыскании с ответчика переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, суд первой инстанции верно исходил из того, что истец имел достаточную возможность проверить по выписке ЕГРЮЛ сведения в отношении ответчика как о директоре ООО "Аттрахент", и сделать запрос в Пенсионный фонд РФ в отношении ответчика, ввиду чего полученная Гаврин-Чайковским С.С. за период с 1 апреля 2018 г. по 31 октября 2020г. сумма региональной социальной доплаты к пенсии в размере 484851, 38 руб. не является неосновательным обогащением, взысканию не подлежала.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано вернуть последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Разрешая спор, суд учитывал то, что со стороны пенсионера отсутствовала недобросовестность при обращении в орган социальной защиты населения за назначением доплаты к пенсии. Кроме того, суд учел обстоятельства того, что УСЗН СЗАО города Москвы наделено полномочиями в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан, невыполнение Управлением социальной защиты населения ЗАО г. Москвы в период с 2018 года по 2020 год полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, при выплате истцу РСД привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной истцом ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату РСД к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
Таким образом, в данном случае обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для взыскания суммы неосновательного обогащения в виде полученных выплат РСД со стороны ответчика не наступили, вывод суда об отказе в иске судом сделан правильно.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 19 апреля 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН СЗАО города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.