Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, адресВ., при секретаре Кльован С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-1047/2022 по административному исковому заявлению Затылкина Вадима Борисовича к ИФНС России N 26 по адрес о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в перерасчете ранее начисленных налогов за 2016-2017 г., в не перерасчете начисленных налогов за 2016-2018г. в связи с уменьшением кадастровой стоимости, обязании исключить из лицевого счета сведения о наличие задолженности в размере сумма, по апелляционной жалобе представителя административного истца Затылкина В.Б. адвоката фио на решение Чертановского районного суда адрес от 08 ноября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Затылкин В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России N 26 по адрес о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в перерасчете ранее начисленных налогов за 2016-2017 г, в неперерасчете начисленных налогов за 2016-2018 г. в связи с уменьшением кадастровой стоимости, обязании исключить из лицевого счета сведения о наличие задолженности в размере сумма, указав, что по заявлению ИФНС N 26 по адрес 09.09.2019 г. вынесен судебный приказ мировым судьёй судебного участка N 58 адрес о взыскании с Затылкина В.Б. недоимки по налогу за 2015-2018 год в размере сумма, пени в размере сумма, на общую сумму сумма. Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.10.2020 г. N 88А-23799/2020 судебный приказ от 09.09.2019 был отменён. После вынесения судебного приказа 09.09.2019 г. административный ответчик выполнил перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов (по налоговой ставке) за предыдущие периоды 2016, 2017 годы, указанные в судебном приказе, что подтверждается налоговым уведомлением N 84195149 от 26.09.2019 г. Административный истец считает незаконным перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов за 2016, 2017 годы, поскольку он повлёк увеличение суммы налога на сумма, что противоречит абз.2 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, перерасчёт, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечёт увеличение раннее уплаченных сумм указанных налогов. Управление ФНС России по Москве решением по жалобе от 26.05.2022 N21- 10/060977@ не предоставило мотивированного ответа в части несоблюдения требования пункта 2.1 статьи 52 НК РФ о перерасчёте суммы налогов за период 2016, 2017 год, который повлёк увеличение на сумму сумма.
Решением N 78/19 от 23.05.2019 Департамента городского имущества Москвы выполнен перерасчёт - уменьшена кадастровая стоимость до сумма и изменён вид фактического использования объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, как подгруппа 7.9 "Складские объекты" в связи с устранением технической ошибки. Управление ФНС России по Москве решением по жалобе от 26.05.2022 N21- 10/060977@ признало уменьшение кадастровой стоимости объекта до сумма в 2019 году. Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 11.06.2019 N 22187 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 года N 40557" кадастровая стоимость объекта, утвержденная; Распоряжением N 40557. изменена и установлена в размере сумма Однако, в связи с уменьшением кадастровой стоимости в 2019 году административный ответчик не выполнил перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов за три предыдущих налоговых периода 2016, 2017, 2018 года в соответствии с требованием пункта 2.1 статьи 52 НК РФ. Административный истец считает незаконным невыполнение перерасчёта сумм ранее исчисленных налогов за 2016, 2017, 2018 года, поскольку является несоблюдением требования пункта абз.2 пункта 2, 1 статьи 52 НК РФ, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Управление ФНС России по Москве решением по жалобе от 26.05.2022 N21- 10/060977@ не предоставило мотивированного ответа в части несоблюдения требования пункта 2.1 статьи 52 НК РФ о не перерасчёте сумм исчисленных налогов за три предыдущих налоговых периода 2018, 2017, 2016 года.
Истец просил суд признать незаконным действие ИФНС России N 26 по Москве в 2019 году выраженное в перерасчёте сумм ранее исчисленных налогов за период 2016, 2017 год, поскольку перерасчёт повлёк увеличение суммы налога на сумма; признать незаконным бездействие ИФНС России N 26 по Москве в 2019 (2020, 2021) году выраженное в не перерасчёте сумм исчисленных налогов за три налоговых периода 2018, 2017, 2016 года в связи с уменьшением кадастровой стоимости объекта в 2019 году; обязать налоговый орган исключить (списать) соответствующие записи (о недоимке, пенях) из лицевого счета административного истца в размере сумма после вступления судебного акта в силу.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель административного истца, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, судом нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика ИФНС России N 26 по адрес по доверенности фио, представителя заинтересованного лица УФНС России по адрес по доверенности фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом первой инстанции было установлено, что 19.12.2017 г. в адрес административного истца было направлено налоговое уведомление N 83081219 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015-2016г, с указанием объектов налогообложения (кадастровый номер объекта 77:05:0007002:14763), сумма налога - сумма
19.08.2018г. в адрес административного истца было направлено налоговое уведомление N 74827002 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017г, кадастровый номер объекта 77:05:0007002:14763, сумма налога - сумма
26.09.2019г. в адрес административного истца было направлено налоговое уведомление N 84195149 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2018 г, кадастровый номер объекта 77:05:0007002:14763, сумма налога сумма
Решением от 23.05.2019 N 7819 Департамента городского имущества адрес в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0007002:14763 уменьшена кадастровая стоимость до сумма
Решением Арбитражного суда адрес от 27.05.2019 по делу N А40-36113/2019 размер нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0007002:14763, принадлежащего административному истцу, уменьшился на 6.5 кв.м, до 924 кв.м.
Административный истец с 14.04.2008 по настоящее время является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0007002:14763, площадь 930, 5 кв.м, объект находится в здании с кадастровым номером 77:05:0007001:1055, включенном с 01.01.2016 в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Следовательно, налог в отношении объекта за 2016 год должен исчисляться с применением ставки 1.3 процента, за 2017 год - 1.4 процента, за 2018-2020 годы - 1, 5 процента.
Согласно статье 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Данный перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Административный истцом налоги за объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0007002:14763 за 2016-2018г. не уплачены.
Налоговым уведомлением от 26.09.2019 N 84195149 инспекцией истцу обосновано был произведен перерасчет налога в отношении Объекта за 2016 год по ставке 1.3 % и за 2017 год по ставке 1, 4 %.
Кадастровая стоимость объекта на 2019-2020 годы утверждена Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2018 года" и составляет сумма
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 11.06.2019 N 22187 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 года N 40557" кадастровая стоимость объекта, утвержденная Распоряжением N 40557 изменена и установлена в размере сумма
Отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд исходил из того, что, поскольку Распоряжением N 22187 изменена кадастровая стоимость, утвержденная Распоряжением N 40557, указанная кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 01.01.2019 г, и при исчислении налога за 2015-2018 годы обосновано не применена административными ответчиками.
Согласно статье 1 Закона адрес от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, ставки налога установлены на 2016 год в размере 1.3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения, на 2017 год - 1, 4 процента, на 2018 год и последующие налоговые периоды - 1, 5 процента.
Кроме того, суд указал, что статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.
До 1 января 2019 года Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п, происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде. При этом перерасчеты могли проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону; не предусматривалась возможность распространения оспоренных результатов кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта недвижимости) на прошедшие налоговые периоды.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:
"Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов".
Названным федеральным законом с 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Так, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода; исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета; применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
Новые правила перерасчета налога на имущество физических лиц, согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов. При этом Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу.
Из содержания статей 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.
В силу статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам названной категории лежит на административном истце.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 08 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.