Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Лялиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-429/2022 по апелляционной жалобе административного истца Бармашова П.В. на решение Головинского районного суда адрес от 26 сентября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Бармашова Петра Викторовича к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес, ГУФСИН России по адрес, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Бармашов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес, ГУФСИН России по адрес, ФСИН России и просил признать незаконными действия (бездействие), выразившиеся в нарушении условий содержания в период с 20 августа 2017 года по 20 июля 2020 года; взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере сумма
Требования мотивированы тем, что условия содержания в следственных изоляторах являлись ненадлежащими, а именно нарушена норма санитарной площади камер, правила приватности; не были выданы средства гигиены и стиральный порошок; постельные принадлежности выданы низкого качества. Кроме того, не имелось достаточного освещения, вентиляции, нарушен температурный режим; в камерах велось постоянное видеонаблюдение; пища была невкусной, вода только из-под крана, горячей воды в камере не было, помывка осуществлялась только один раз в неделю в течение 15 минут, сушильного помещения не имелось, в камерах были насекомые. В прогулочном дворике не было достаточного солнечного света, спортивного оборудования. Административный истец перенес Covid, что сказалось на его состоянии здоровья.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей административных ответчиков фио, фио, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся иных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку нарушение санитарной нормы было компенсировано предоставлением иных условий; в остальной части нарушений условий содержания не усмотрено.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может.
Так, согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьй 8 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений" следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Статьей 4 указанного Федерального закона регламентировано, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно статье 16 данного Федерального закона правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Статьей 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений" определены права и обязанности подозреваемых.
Статьей 17.1 данного Федерального закона предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (статья 22).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23).
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (статья 24).
Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которыми устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 августа 2017 года Бармашов П.В. помещен для содержания под стражей в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес, 30 апреля 2019 года переведен в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес, где содержался до 20 июля 2020 года.
При поступлении в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес в соответствии с п. 13 приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" обвиняемому Бармашову П.В. была предоставлена информация о его правах и обязанностях, распорядке дня, режиме содержания под стражей, о порядке применения мер взыскания, о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи.
Размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам в ФКУ СИЗО - 5 ГУФСИН России по адрес производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Согласно учетно-регистрационной документации Бармашов П.В. содержался в следующих камерных помещениях:
- в камере N 404 площадью 33, 7 кв.м. с 29 августа 2017 по 10 января 2018 года, с 07 февраля по 14 мая 2018 года; в среднем фактическое содержание составляло 10 человек;
- в камере N 409 с 14 мая 26 июня 2018 года;
- в камере N 402 с 26 июня 08 августа 2018 года;
- в камере N 412 с 08 августа по 13 сентября 2018 года;
- в камере N 201 площадью 31 кв.м. с 13 сентября 17 ноября 2018 года; в среднем фактическое содержание составляло 8 человек;
- в камере N 320 площадь 33, 7 кв.м. с 17 ноября 2018 по 30 апреля 2019 года; в среднем фактическое содержание составляло 12 человек.
Также из материалов дела следует, что в период содержания с 30 апреля 2019 по 20 июля 2020 года Бармашов П.В. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес.
Бармашов П.В. размещался в камерах:
- N710 площадью 13, 4 кв.м. в период с 30 апреля по 05 июня 2019 года; фактически содержалось 2 лица;
- 229 площадью 18, 5 кв.м. в период с 05 по 06 июня 2019 года; фактически содержалось 5 лиц;
- 410 площадью 23, 27 кв.м. в период с 06 июня по 09 августа 2019 года; фактически содержалось 6 лиц;
- N426 площадью 38, 08 кв.м. в период с 09 августа 2019 года по 24 января 2020 года; фактически содержалось 1- человек;
- N615 площадью 18, 7 кв.м. в период с 24 января по 01 марта 2020 года; фактически содержалось 4 человека;
- N103 площадью 36, 08 кв.м. в период с 01 марта по 07 апреля 2020 года, фактически содержалось 11 лиц;
- N121 площадью 52, 92 кв.м. в период с 07 по 09 апреля 2020 года, фактически содержалось 18 человек;
- N120 площадью 51, 24 кв.м. в период с 09 апреля по 18 мая 2020 года, фактически содержалось 20 лиц;
- N625 площадью 18, : кв.м. в период с 18 мая по 02 июня 2020 года, фактически содержалось 3 человека;
- N620 площадью 17, : кв.м. в период с 02 по 03 июня 2020 года, фактически содержалось 4 человека;
- N709 площадью 13, 8 кв.м. в период с 03 по 08 июня 2020 года, фактически содержалось 3 человека;
- N120 площадью 51, 24 кв.м. в период с 08 июня по 10 июля 2020 года, фактически содержалось 17 человек;
- N235а площадью 16, 28 кв.м. в период с 10 по 20 июля 2020 года, фактически содержалось 3 человека.
При поступлении в учреждения на основании п. 40 Правил внутреннего распорядка Бармашов П.В. был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными и столовыми принадлежностями, выданными ему во временное пользование (матрац, подушка, одеяло, 2 простыни, наволочка, 2 полотенца, кружка, ложка, тарелки), гигиеническим набором. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Доказательств ветхости и сомнительной чистоты постельных и спальных принадлежностей, невыдаче средств гигиены в материалах дела не имеется.
Согласно п.41 Правил внутреннего распорядка для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное, туалетная бумага, издания периодической печати из библиотеки СИЗО, настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды, предметы для уборки камеры, Швейные иглы, ножницы, ножи Для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).
Во всех камерных помещениях ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес, в том числе и в которых содержался Бармашов П.В, система кондиционирования воздуха осуществляется за счет приточно-вытяжной вентиляции. Система находилась в исправном состоянии, обеспечивает заданный объем работы, проветривание камерных помещений осуществляется при выводе спецконтингента ежедневно на прогулку.
Кроме того, в случае необходимости, поступление свежего воздуха возможно осуществить через форточку оконного проема.
Для общего освещения в камерах установлены светодиодные лампы, также в наличии дежурное (ночное) освещение. Для дежурного освещения используются светодиодные лампы, установленные в нишах над дверью.
За период содержания Бармашова П.В. температурный режим в камерах не нарушался.
Отопление в камеру в осенне-зимний период подается согласно графику отопительного сезона, температура в камерах составляет от 19 до 24 °С.
Окна оборудованы металлическими отсекающими решетками, согласно требованиям приказа ФСИН России N 407 от 27 июля 2007 года "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждении ФСИН России".
В ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес предусмотрено центральная подача холодной и горячей воды. Работа осуществляется бесперебойно и подается в каждую камеру, находящуюся в учреждении, за исключением городских гидравлических испытаний сроком до 2-х недель один раз в год (в летний период), в это время отсутствует только горячая вода.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут.
В соответствии с требованиями п. 134 Правил внутреннего распорядка Бармашову П.В. предоставлялась ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа (преимущественно в светлое время суток). Прогулочные дворы оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. На прогулку выводились одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).
Вышеприведенными нормами права не предусмотрено обязательного размещения в дворике спортивного инвентаря.
Питание подозреваемых, обвиняемых и осужденных организовано в соответствии с приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" и приказа ФСИН России от 17 сентября 2018 года N189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Бармашов П.В. был обеспечен ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Доказательств несоответствия питания указанным нормам в материалах дела не имеется.
Согласно приложению N 1 правил внутреннего распорядка подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах обязаны: дежурить по камере в порядке очередности.
Дежурный по камере обязан: подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки.
Ежедневно сотрудниками следственного изолятора выдаются дежурному по камере дезинфицирующие средства для дезинфекции камерных помещений.
ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес заключены государственные контракты на проведение дератизации, дезинсекции и дезинфекции. В учреждении ежемесячно проводилась дератизация, дезинсекция и дезинфекция, санитарная обработка камер, по эпидемическим показаниям и при выявлении насекомых и грызунов.
За период содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по адрес и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес Бармашов П.В. с претензиями и жалобами на условия содержания к администрации не обращался.
Суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца, а также о пропуске административным истцом срока на обращение.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Пропуск без уважительных причин срока на подачу заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований (статьи 219, 180 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела, административный истец содержался в СИЗО-1 и СИЗО-5 в период с 19 августа 2017 по 20 июля 2020 года.
Административный истец указывает на то, что административное исковое заявление им было подано в Замоскворецкий районный суд адрес; однако оно определением от 26 октября 2020 года было возвращено в связи с неподсудностью; определением им получено в декабре 2021 года.
Административное исковое заявление в Головинский районный суд адрес подано в декабре 2021 года.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об уважительности причин пропуска, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срока на обращение в суд с административным иском.
Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Предоставление отдельным лицам незаконных привилегий и льгот по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или по иным обстоятельствам также может свидетельствовать о нарушении названных выше условий (часть 2 статьи 6, статья 19 Конституции Российской Федерации).
Презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Бремя доказывания наличия совокупности указанных выше обстоятельств, подлежит возложению на истца; ответчик, в случае несогласия с заявленными требованиями, обязан лишь доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины. Каких-либо письменных доказательств по делу, в том числе фотографий, административным ответчиком не представлено. Соответственно доводы административного истца о нарушении его прав не опровергнуты.
При установленных выше обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены вышеприведенные нарушения прав, в связи с чем решение районного суда, которым не учтены указанные обстоятельства подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административного иска о признании незаконными условий содержания административного истца.
В силу ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Материалами дела подтверждается, что вопреки требованиям части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" истец содержался в камерах СИЗО-1 и СИЗО-5 без соблюдения нормы санитарной площади на одного человека в размере 4 кв. м, что подтверждает доводы административного истца о перелимите, отсутствия индивидуального спального места.
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес представлены фотографии, из которых следует, что места приватности отгорожены высокой глухой стеной от камеры.
Однако ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес не представлено доказательств соблюдения условий приватности, поэтому доводы административного истца о нарушении условий приватности являются обоснованными.
В остальной части доводы административного истца о нарушении условий содержания (невыдаче гигиенических средств, ветхости постельных принадлежностей, недостаточности освещенности, вентиляции, наличии насекомых, нарушение температурного режима, невозможности осуществления сушки вещей, недостаточности света в прогулочном дворике, несоответствия пищи установленным нормам, ухудшение состояния здоровья) опровергаются материалами дела.
В камерах следственного изолятора для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, установлены системы видеонаблюдения.
При помещении в камеры, подозреваемые и обвиняемые предупреждаются о наличии в них видеокамер, санузлы в камерах огорожены и не охватываются видеонаблюдением, поэтому права административного истца не нарушены.
Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о многочисленных жалобах, поданных Бармашовым П.В. начальнику СИЗО-1 и СИЗО-5, в том числе на невыдачу зимних халатов, невывод на прогулку зимой, поскольку в журнала входящей корреспонденции жалобы не отражены. Доказательств предвзятого отношения к Бармашову П.В. в материалах дела не имеется.
Размещение с лицами, исповедующими ислам, не нарушает положения Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений".
Также не является нарушением условий содержания размещение совместно с курящими лицами, поскольку в соответствии с абзацем 1 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемы в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Правила внутреннего распорядка предусмотрено помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут не реже; административным истцом указывается на то, что помывка осуществлялась в таком режиме, что является недостаточным, однако доводы апелляционной жалобы в этой части являются несостоятельными.
Доказательств осуществления трудовой деятельность бесплатно в материалах дела не имеется, поэтому в данной части доводы апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Кроме того, в материалах дела также не имеется доказательств того, что в результате перенесенного заболевания ухудшилось состояние здоровья административного истца, поэтому доводы являются голословными.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом степени причиненных страданий административного истца, длительности нарушений, отсутствии негативных последствий, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требований и взыскании в пользу административного истца компенсации с Российской Федерации (казны) в лице ФСИН России в сумме сумма
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда адрес от 26 сентября 2022 года отменить, принято новое решение об удовлетворении требований частично.
Взыскать с Российской Федерации (казны) в лице ФСИН России в пользу Бармашова Петра Викторовича компенсацию за нарушение условий содержания в размере сумма
В остальной части требований отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.