Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей адресВ., фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-65/2023 по административному исковому заявлению фио, фио, фио, фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио и фио, к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, ГБУ "МКМЦН" о признании действий неправомерными
по апелляционной жалобе административных истцов фио, фио, фио, фио на решение Троицкого районного суда адрес от 16 мая 2023 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, административного истца фио и представителя административных истцов фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы фио, фио, фио, фио, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио и фио обратились в суд с административном иском, в котором просили признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в сносе части жилого дома, принадлежащего истцам по наследству.
Заявленные требования мотивированы тем, что 07.10 2000 года фио был приобретен земельный участок с находящимся на нем административным зданием площадью 156 кв.м, далее 24.01.2018 года на кадастровый учет был поставлен жилой дом площадью 492, 5 кв.м.с кадастровым номером... расположенный по адресу: адрес, п. подсобного хозяйства Минзаг, в пределах земельного участка с кадастровым номером... После смерти фио право собственности на вышеуказанный объект недвижимости перешло к его наследникам. В настоящее время истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером... и расположенный на нем жилой дом. В июне 2022 года сотрудниками ГБУ "МКМЦН" по периметру земельного участка истцов были расклеены уведомления с предложением о добровольном демонтаже здания, расположенного на указанном земельном участке в срок до 10.07 2022 года. 05 июля 2022 года в адрес ГБУ "МКМЦН" направлено письмо с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности владельцев земельного участка на возведенный объект. 14 июля 2022 года сотрудники ГБУ "МКМЦН" уведомили о том, что 18.07.2022 года будет проведен демонтаж объекта, и несмотря на обращения истцов в правоохранительные органы, 18.07.2022 года был осуществлен демонтаж части (в размере 192 кв.м) жилого дома общей площадью 492, 5 кв. адрес свои права нарушенными, административные истцы обратились за защитой своих прав в судебном порядке.
Решением Троицкого районного суда адрес от 16 мая 2023 года постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований фио, фио, фио, фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио и фио к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, ГБУ "МКМЦН" о признании действий неправомерными - отказать.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца фио и представителя административных истцов фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований административных истцов.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что что жилой дом площадью 492, 5 кв.м. с кадастровым номером... на праве общей долевой собственности принадлежит фио, фио, фио, фио, фио, фио, также истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером...
Из акта выездного обследования N... от 22.06.2022 года следует, что на земельном участке с кадастровым номером... площадью 874 кв.м. расположено двухэтажное здание площадью 492, 5 кв.м. с кадастровым номером... право собственности зарегистрировано, двухэтажное административное здание с пристройкой площадью 322.1 кв.м. (право собственности зарегистрировано за физическими лицами на объект недвижимости с кадастровым номером... площадью 156 кв.м.), а также частично расположенное на участке строение (обладает признаками гаража) общей площадью 192 кв.м, информация о правообладателях отсутствует.
В соответствии с п.3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" и на основании сообщения органа исполнительной власти адрес либо выявления Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления текущей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков было проведено обследование земельного участка по адресу: адрес, адрес, п.подсобного хозяйства Минзаг, выявлены объекты, размещенные на земельном участке незаконно и подлежащие демонтажу, строение площадью 192 кв.м, сведения о наличии оформленных земельно-правовых отношений по адресу: адрес, адрес, п.подсобного хозяйства Минзаг, вблизи земельного участка с кадастровым номером.., отсутствуют, составлен Акт о подтверждении незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В материалы дела представлен технический паспорт на жилой дом по адресу: адрес, п.подсобного хозяйства Минзаг, адрес, жилого дома площадью 492, 5 кв.м, согласно экспликации пристройка в виде гаражей не входит в общую площадь жилого дома (л.д. 35-36).
В материалы дела представлено заключение специалиста, в котором указано, что здание, расположенное по адресу: адрес, п.подсобного хозяйства Минзаг, адрес, является жилым, снесенная часть дома является неотъемлемой частью строения, находящегося на едином фундаменте.
У суда есть основания критично относиться к представленному заключению, поскольку оно не согласуется с письменными материалами дела.
В соответствии с п. 1.6 регламента Госинспекции по недвижимости государственные функции осуществляются уполномоченными должностными лицами Госинспекции по недвижимости в том числе в форме плановых (рейдовых) обследований территорий без взаимодействия с их пользователями.
Согласно п. 3.3 регламента Госинспекцией по недвижимости плановое (рейдовое) обследование территории без взаимодействия с их пользователями: п. 3.3.1 обследование территории - визуальный осмотр территории (особо охраняемых природных территорий, земельных участков и других определенных законодательством территории) с расположенными на ней зданиями, строениями, сооружениями без взаимодействия с их пользователями с целью выявления признаков нарушения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего Регламента.
Пунктом 1.5 регламента Госинспекции по недвижимости, предусмотрено, что предметом государственных функций, указанных в п. 1.1. Регламента является соблюдение органами исполнительной власти адрес, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства адрес в области использования земель.
С учетом изложенного следует, что акт фиксирует результаты проведенного Государственной инспекцией по недвижимости обследования земельного участка в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с п. 7 приложения к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес".
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административных истцов, а таких обстоятельств по делу не установлено; действия административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства, прав административных истцов не нарушают.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Правовое регулирование процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентируется нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 4 п. 3 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда адрес от 16 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.