Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, адресВ., при секретаре фио, рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело 2а-787/2021
по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Никулинского районного суда адрес от 10 декабря 2021 года, которым постановлено: "Исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с фио в пользу ИФНС России по адрес задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере сумма, задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере сумма, пени в размере сумма"
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по адрес обратилась в суд с иском к фио о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, в котором просит взыскать с него задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере сумма, за 2017 год в размере сумма, пени в размере сумма, в обосновании иска указав, что фио является собственником земельных участков в адрес указанных в налоговом уведомлении, налогоплательщик возложенную на нее обязанность по своевременной и в полном объёме уплате земельного налога не исполнила.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, пропуск срока на обращение в суд.
Изучив материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что согласно налоговому уведомлению на уплату налога физическим лицам ответчик имел объекты налогообложения, а именно, земельный участок кадастровый номер.., кадастровой стоимостью.., адрес объекта: адрес; земельный участок кадастровый номер.., кадастровой стоимостью.., адрес объекта: адрес; земельный участок.., кадастровой стоимостью.., адрес объекта: адрес.
Инспекцией в адрес административного ответчика направлено уведомление N... от 09.09.2018 г. и требование N 34951 от 20.12.2018 г, об уплате задолженности по налогам, что подтверждается списком заказных писем с документами, соответствующими реестрами.
В установленный срок требование налогового органа исполнено не было, сумма недоимки по налогу административным ответчиком не уплачена.
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка N183 адрес от 15.05.2019 г. по делу N 2а?105/2019 отменен судебный приказ от 29.04.2019 о взыскании с фио недоимки по земельному налогу, пени, после чего налоговый орган последовательно выражая волю на взыскание с налогоплательщика обязательных платежей, в пределах установленного законом 6-месячного срока, в октябре 2019 г. обратился в суд в порядке главы 32 КАС РФ с настоящим административным исковым заявлением.
Удовлетворяя иск, суд пришел к обоснованному выводу о том, что взысканию с фио подлежат суммы недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере сумма, задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере сумма, пени в размере сумма, суд согласился с представленным административным истцом расчетом иска - расчёт взыскиваемых сумм проверен и оснований полагать его неправильным не имеется, он основан на сведениях компетентных органов о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. и 2017 г. (года налогового периода), с учетом верных величин налоговой ставки, налогоплательщиком проигнорирована и не исполнена возложенная на него конституционная обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налогов.
Имеющееся в материалах дела решение Никулинского районного суда адрес от 5 сентября 2018 года по делу N2а-357/18, которое вступило в законную силу 09 октября 2018 года не подтверждает исполнение ответчиком обязанности по уплате налога за спорный период, поскольку указанным решением суда земельный налог в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером N... за 2016 год не взыскивался, а в отношении земельного участка с кадастровым номером N... за 2016 год произведен перерасчет, с учетом ранее исчисленного налога.
Ссылка административного ответчика на льготу по уплате земельного налога как инвалиду второй группы не может быть принята судом во внимание, так как в ответ на её заявление письмом истца от 29.05.2018 N 12-14/12734 административному ответчику было сообщено, что льгота не предоставляется, поскольку площадь земельного участка в ее собственности превышает предельный (максимальный) размер площади земельного участка, установленный пунктом 2.2 решения Совета депутатов адрес МО от 23.04.2013 N 10/74.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив правильность расчета взыскиваемой суммы; процедуру уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налог, погасить задолженность, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела; они сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними не имеется.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Пунктами 7 - 9 ст. 31 НК РФ предусматривается, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с приведенными законоположениями суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок взыскания налога административным истцом соблюден.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Обращение в суд в порядке административного судопроизводства произошло в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Исходя из установленных обстоятельств, которые в апелляционной жалобе не оспариваются, а также закрепленной в ст. 57 Конституции РФ обязанности каждого платить законно установленные налоги, суд, проанализировав нормы Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик является инвалидом 2 группы и имеет льготы по уплате налога, были проверены судом 1 инстанции. Согласно решения Совета Депутатов Клинского адрес от 23.04.2013г. N 10/74 (ред. от 14.12.2015г 6/30) "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность или в аренду на адрес" предельного норма предоставления земельных участков составляет... Таким образом, имеющаяся льгота не может быть применена, поскольку площадь земельного участка, принадлежащая ответчику составляет 29 500 кв.м, что значительно превышает установленную норму.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
По доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Никулинского районного суда адрес от 10 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2023г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.