Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в
составе председательствующего судьи фио, судей адресВ, фио, при секретаре фио, рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании
административное дело 2а-1421/2022
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Автономной некоммерческой организации "Редакционно - издательский дом "Новая газета", адрес "Новая газета" на решение Тверского районного суда адрес от 15 декабря 2022 года, которым в удовлетворении иска отказано.
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Автономной некоммерческой организации "Редакционно - издательский дом "Новая газета", адрес "Новая газета" обратились в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в котором просили признать незаконным требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации... от 22.07.2022. Иск мотивирован тем, что адрес "Новая газета" является владельцем информационного ресурса, распространяемого в сети "Интернет" по адресу http://novaya.no/. На данном сайте с разрешения Автономной некоммерческой организации "Редакционно - издательский дом "Новая газета" размещались материалы, опубликованные в средстве массовой информации "Новая рассказ-газета", учредителем которого является фио "Редакционно - издательский дом "Новая газета".
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направила в адрес Автономной некоммерческой организации "Редакционно - издательский дом "Новая газета" уведомление N596538-НВ об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация распространяемая с нарушением закона. Согласно данному уведомлению, со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Роскомнадзор внесено требование N... от 22.07.2022 в отношении информационного ресурса http://novaya.no/. Как следует из уведомления Роскомнадзора, согласно требования Генеральной прокуратуры РФ на указанном выше информационном ресурсе размещены информационные материалы, содержащие недостоверную общественно значимую информацию, дискредитирующую действия Вооруженных Сил РФ в ходе проведения специальной военной операции на адрес. Доступ к указанному интернет - ресурсу был ограничен в течение часа с момента направления уведомления в адрес АНО "РИД Новая газета". При этом, в уведомлении не было указано, какая именно информация является недостоверной. По мнению административных истцов, при проведении проверки по факту размещения информации на информационном ресурсе http://novaya.no/ Генеральной прокуратурой РФ не были установлены обязательные для внесения требования обстоятельства, поскольку информация, размещаемая на информационном ресурсе не содержала каких-либо сведений о действиях Вооруженных Сил РФ в ходе проведения специальной военной операции. Материалы, размещаемые на информационном ресурсе http://novaya.no/, доступ к которому был ограничен являются публицистическими, культурно-просветительскими, в связи с чем, не могут содержать призывы к насилию и/или возбуждать ненависть к какой- либо национальной, расовой, профессиональной, социальной и иной группе, что исключает применение ограничений, предусмотренных ч.2 ст. 29 Конституции Российской Федерации.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просят административные истцы в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов по доверенности Седова Е.С. просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Роскомнадзора фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о слушании дела, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что адрес "Новая газета" является владельцем информационного ресурса, распространяемого в сети "Интернет" по адресу http://novaya.no/.
22.07.2022 Генеральной прокуратурой РФ вынесено требование N2.., адресованное руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам.
Согласно данного требования, мониторингом сети "Интернет" Генеральной прокуратурой Российской Федерации обнаружен интернет - ресурс, на котором неоднократно размещалась информация, распространяемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации. Так, на сайте, не зарегистрированном в качестве СМИ, "Новая рассказ-газета" (http://novaya.no/) выявлены материалы, содержащие признаки дискредитации действий Вооруженных Сил Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Указанное требование содержит ссылки на электронные адреса, где были размещены соответствующие материалы. Таким образом был установлен факт неоднократного распространения недостоверной общественно значимой информации, под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, то есть информации, распространяемой с нарушением закона.
Указанное требование в установленном законом порядке было направлено Генеральной прокуратурой РФ в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа к информации.
Так, вопросы подготовки требований регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N596 (ред. от 30.09.2020). Основанием для внесения требования послужили результаты мониторинга сети "Интернет" Генеральной прокуратурой Российской Федерации. В приведенных в требовании публикациях содержится речевая стратегия дискредитации власти, которая представляет собой вербальное действие, направленное на формирование сомнения в положительных качествах кого-либо, языковыми средствами которой в данном случае является: обвинение, издевательство, оскорбление, нагнетание отрицательных смыслов, навешивание ярлыков, умаляющее сравнение, высмеивание других. Само по себе требование, вопреки утверждению административных истцов, их права и законные интересы не нарушает, каких-либо обязанностей на него не возлагает, поскольку ограничение доступа к информационному ресурсу производилось Роскомнадзором, а не Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, представленной со стороны Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, 23.07.2022 в Роскомнадзор поступило требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации о принятии мер по постоянному ограничению доступа к информационному ресурсу http://novaya.no/, в связи с неоднократным размещением информации, распространяемой с нарушением закона, а именно материалов, содержащих признаки дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также недостоверной общественно значимой информации. Указанное требование является обязательным для исполнения Роскомнадзором.
23.07.2022 Роскомнадзором сформировано уведомление на русском и английских языках о нарушении порядка распространения информации и направлено на адреса электронной почты административных истцов, с приложением описания распространяемой с нарушением закона информации. В настоящее время доступ к сайтам в сети "Интернет" ограничивается на постоянной основе.
Разрешая заявленные административным истцом требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, исходя при этом из того, что действия Генеральной прокуратуры РФ, связанные с вынесением оспариваемого требования N... от 22.07.2022 в полном объеме соответствуют требованиям Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 26 августа 2019 года N 596.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", на адрес использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со статьей 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на адрес в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам (далее - распространяемая с нарушением закона информация), включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам,
распространяющим такую информацию.
В силу статьи 49 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", журналист обязан, в том числе проверять достоверность сообщаемой им информации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда адрес от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2023г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.