Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5107/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "ЛИТ-ФОНОН" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечень на 2023 год под пунктами 8275, 8274, 8269, соответственно, включены нежилые здания (далее - Здания) с кадастровыми номерами:
77:03:0001003:1023 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 1.
77:03:0001003:1022 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 2, 77:03:0001003:1013 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 3.
АО "ЛИТ-ФОНОН" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что является собственником спорных Зданий, которые не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что в отношении Зданий административным истцом уплачивается налог на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости; для собственника увеличено налоговое бремя.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что:
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 1, имеет площадь 29 002, 6 кв.м, принадлежит административному истцу; право собственности зарегистрировано 17 ноября 2000 года;
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0001003:1022 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 2, имеет площадь 2 556, 8 кв.м, принадлежит административному истцу; право собственности зарегистрировано 10 октября 2011 года;
- нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0001003:1013 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 3, имеет площадь 200, 6 кв.м, принадлежит административному истцу; право собственности зарегистрировано 19 октября 2011 года;
___________.
Никем не оспаривается, что административный истец уплачивает в отношении Зданий налог на имущество организаций, в частности, за налоговый период 2023 года, исходя из их кадастровой стоимости, что свидетельствует о праве АО "ЛИТ-ФОНОН" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечень на 2023 год официально опубликован и размещен на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида фактического использования здания (с учетом площади здания).
При этом, как справедливо обращено внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 N46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в системе действующего правового регулирования не предполагается возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения); в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
Из объяснений представителя административного ответчика судом установлено, что все Здания включены в Перечень на 2023 год по критерию вид разрешенного использования земельного участка, а здание с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 также с учетом фактического использования на основании акта Госинспекции по недвижимости N 9124438/ОФИ от 9 сентября 2020 года.
Материалами дела подтверждается, что в период с 1 января 2023 года по настоящее время установлена связь Зданий с земельным участком с кадастровым номером 77:03:0001003:11, имеющим вид разрешенного использования "Предоставление коммунальных услуг (3.1.1), Объекты культурно-досуговой деятельности (3.6.1), Проведение научных исследований (3.9.2), Проведение научных испытаний (3.9.3), Деловое управление (4.1), Служебные гаражи (4.9)".
Наряду с этим установлено, что вышеуказанный вид разрешенного использования выбран (установлен) на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 2 сентября 2022 года N 50107, а сам земельный участок административному истцу не принадлежит, передан АО "ЛИТ-ФОНОН" в пользование на основании договора аренды от 8 декабря 2012 года для целей эксплуатации зданий и сооружений (спорных Зданий) научного учреждения с опытным производством отраслевого предназначения.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В частности, разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной:
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (приказ признан утратившим силу с 30 октября 2017 года на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N470) (далее - Приказ N 39);
- приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12.02.2021 N 68) (далее - Приказ N 540);
- приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ N П/0412).
Причем, частью 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование участков, установленное до дня утверждения в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 НК РФ и вышеозначенных приказов следует, что виды разрешенного использования земельных участков для целей законодательства о налогах и сборах исходя из кадастровой стоимости, соответствуют установленным Приказом N 39 кодам 1.2.7 (Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения), 1.2.5. (Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), а также установленным Приказами N540 и NП/0412 кодам, которые непосредственно связаны с функционированием офисных зданий делового и коммерческого назначения, банков, объектов торговли, бытового обслуживания.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП; их территориальная часть также предусматривает, что в них используются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Установленный в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка под Зданиями нельзя полагать определенным применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ; его юридическая конструкция допускает использование на нем объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здания к административно-деловому центру, торговому комплексу без учета их фактического использования, предназначения в спорный период в соответствии с тем правовым режимом земельного участка, который соответствует статье 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.); составляется Акт, с указанием, в частности, выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов.
В то же время, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять любые доказательства, отвечающие требованиям статей 59-61 КАС РФ и указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
При рассмотрении настоящего административного дела суду представлен акт обследования Здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 N9124438/ОФИ от 9 сентября 2020 года, согласно выводам которого оно фактически используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; согласно расчетно-описательной части для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ используется 34, 37% общей площади.
Вместе с тем, к данному акту суд относится критически, поскольку как установлено вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 24 августа 2021 года в указанном акте в Здании с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 к офисам, среди прочего, отнесены подразделения и службы АО "ЛИТ-ФОНОН" (административно-хозяйственный отдел, испытательная лаборатория, лаборатория 15, научно-производственный комплекс "Кварцевые генераторы и резонаторы", отдел материально-технического снабжения и комплектования, отдел бухгалтерского учета, отдел главного энергетика, отдел кадров, отдел контрольно-пропускной службы, отдел по обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха, отдел пожарной безопасности и технического надзора, отдел программного и аппаратного обеспечения, отдел эксплуатации и развития, ремонтно-эксплуатационный цех, руководство, служба охраны труда, участок оперативной полиграфии, финансово-экономический отдел, экологическая служба, юридический отдел), а также помещения, сданные собственником в аренду ЗАО "МТРК "МИР", ООО "АСК-2", ООО "Т8", ООО "Т8 НТЦ", ООО "ЛИТ-Телеком", ООО "Торговый дом ЛИТ", ООО ПК "ЛИТ", ООО "АЛЬФАТЕХФОРМ", ООО "АКВАФЛАЙТ"; деятельность последних связана с телерадиовещанием и производством и в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", не осуществляется; помещения, где располагается персонал, выполняющий административно-управленческие и иные функции в рамках уставной деятельности организации-собственника (АО "ЛИТ-ФОНОН"), также занимающегося производственной деятельностью, также не могут быть отнесены к офисным, поскольку выполняемая в таких помещениях деятельность неразрывно связана с производственной и является частью единого производственного процесса АО "ЛИТ-ФОНОН"; при рассмотрении данного дела судом установлено, что акт составлен с нарушением требований Порядка - в нем не приведены конкретные выявленные признаки использования помещений под
указанные цели, соответствующие положениям налогового законодательства и, несмотря на заключение под цели статьи 378.2 НК РФ здание используется только на 12, 61%.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таких обстоятельствах, суд находит, что акт 2020 года не является надлежащим доказательством и не подтверждает использование здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 в 2023 году (по состоянию на 1 января 2023 года) для размещения офисов.
Кроме того, его выводы опровергаются актом N 91233452/ОФИ от 21 апреля 2023 года, согласно заключению которого здание с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 фактически не используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; согласно расчетно-описательной части для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в здании используется 15, 58% общей площади здания.
Оснований не доверять акту 2023 года по этому зданию, полагать его недопустимым доказательством суд не имеет; он составлен и подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний; отраженные в нем выводы ясны и согласуются между собой и с иными собранными по делу доказательствами, подтверждаются в том числе технической документацией на здание, согласно которой доля помещений, предназначенных для торговли, общественного питания, бытовые площади, не превышает установленных законодателем для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости пределов.
Данный акт отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ и, по убеждению суда, в отличие от акта 2020 года может быть положен в основу решения. Ссылки стороны административного ответчика на время составления указанного акта суд во внимание не принимает, и имея ввиду, что акт 2023 года, как и иные представленные в дело доказательства, оцениваемые в совокупности, не подтверждают факт использования на 1 января 2023 года более 20 процентов общей площади здания для целей налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ и не опровергают аргументы административного истца о производственно-научном, лабораторно-складском использовании здания, суд признает несостоятельными утверждения административного ответчика о том, что указанное спорное здание возможно признать офисным/торговым центром по смыслу положений статьи 378.2 НК РФ.
Доводы Правительства Москвы со ссылками на информацию, размещенную в системе СПАРК, о значительном количестве юридических лиц, зарегистрированных по адресу здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023, суд во внимание не принимает, учитывая, во-первых, что из представленных данных следует, что все организации зарегистрированы исключительно в одном помещении (адрес массовой регистрации), площадь которого по технической документации - 14, 5 кв.м.
Кроме того, административным истцом в материалы дела представлены справочные сведения, основанные на открытых данных ЕГРЮЛ, оснований не доверять которым суд не имеет, о том, что все заявленные в системе СПАРК юридические лица ликвидированы задолго до 01 января 2023 года либо находятся в стадии ликвидации, что, в целом, соотносится как с установленными судом из акта 2020 года используемыми площадями под цели статьи 378.2 НК РФ (12, 61%), так и с выводами акта N 91233452/ОФИ от 21 апреля 2023 года.
В отношении здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1022 по адресу: г.Москва, ул. Краснобогатырская, д. 44, стр. 2 установлено, что мероприятия по определению его фактического использования проводились в соответствии с Порядком в 2017 и 2023 годах.
Суду представлены:
- акт N 91234662/ОФИ от 29 мая 2023 года, согласно выводам которого здание с кадастровым номером 77:03:0001003:1022 фактически не используется для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; из расчетно-описательной части акте следует, что для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в здании используется 3, 99 % общей площади здания.
- сведения с официального сайта http://www.mos.ru о результатах проведенного в отношении Здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1022 мероприятий по обследованию его фактического использования (22 февраля 2017 года), по результатам которых также установлено, что это Здание для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ фактически не используется.
Оснований не доверять указанным доказательствам суд не имеет, размещенные на официальном сайте сведения о результатах инспекционных мероприятий за 2017 год, как и выводы акта 2023 года, никем и из лиц, участвующих в деле, не оспариваются (статья 65 КАС РФ) и объективными данными не опровергнуты.
Само по себе то, что акт от 2023 года составлен после издания оспариваемого постановления правового значения не имеет; поскольку фактическое использование здания может быть подтверждено любыми доказательствами, отвечающими требованиям статьи 59 КАС РФ; ввиду указанного оснований полагать указанный акт недопустимым доказательством, оценивать его критически в настоящем деле суд не имеет.
При рассмотрении настоящего административного дела административный ответчик не оспаривал того, что в соответствии с Порядком обследование Здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1013 не проводилось; в целом, никаких иных объективных данных и допустимых доказательств о его фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения, Правительством Москвы (в том числе из сети Интернет, системы Спарк, панорамных снимков и т.д.) не представлено. В то же время из технической документации на здание также установлено, что помещения в нем имеют исключительно производственно-складское назначение.
Кроме того, суд учитывает, что АО "ЛИТ-ФОНОН" ведущая фирма в России в области разработки и изготовления приборов стабилизации частоты - кварцевых генераторов и резонаторов; основным видом деятельности административного истца согласно сведениям ЕГРЮЛ является производство; организация имеет лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов, деятельность в области использования источников ионизирующего излучения диодов, транзисторов и прочих полупроводниковых приборов, включая светоизлучающие диоды, пьезоэлектрические приборы и их части.
При таких данных, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит, что объективных доказательств, свидетельствующих об использовании Зданий в спорный налоговый период под цели, соответствующие статье 378.2 НК РФ, административным ответчиком, вопреки статьям 213, 62 КАС РФ, не представлено, в связи с чем признает несостоятельными доводы Правительства Москвы о соответствии спорных объектов признакам административно-делового, торгового центра (комплекса) установленным действующим законодательством.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований; в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца признании оспариваемых пунктов Перечня недействующими с момента вступления их в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4 500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "ЛИТ-ФОНОН" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 8275, 8274, 8269.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "ЛИТ-ФОНОН" в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.