Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе фио на постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 13 октября 2022 года, которым Чернышов Андрей Алексеевич, паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере
сумма,
УСТАНОВИЛ:
02 августа 2022 года специалистом - экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес в отношении фио был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд адрес, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Чернышов А.А. просит отменить постановление суда первой инстанции в связи с тем, что тест на COVID-19 был сдан до въезда на адрес.
В судебное заседание Чернышов А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Обеспечил явку защитника Касиловой Н.В, которая доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника фио, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 52-ФЗ санитарная охрана адрес направлена на предупреждение заноса на адрес и распространения на адрес инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на адрес и реализации на адрес товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные грузы и товары).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на адрес, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 утверждены Санитарные правила 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - СП 3.1.3597-20).
В соответствии с п. 2.1 СП 3.1.3597-20 к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения СОVID-19, относится, в том числе мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4.1 СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию.
На основании подп. 2.1 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19" (в редакции, действовавшей в период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) гражданам Российской Федерации, прибывающим на адрес воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на адрес до прибытия на адрес в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на ЕПГУ (www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Согласно материалам дела, 23.05.2022 Чернышов А.А, прибыв на адрес из Катара на самолете авиарейсом QR 337, не выполнил требования п.п. 2.1, 2.2 Постановления N22, а именно: в течение четырех календарных дней со дня прибытия на адрес не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекции для прибывающих на адрес" (https://www.gosuslugi.ru/400705/l).
Факт совершения Чернышовым А.А. административного правонарушения, вопреки доводам жалобы, подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 02.08.2022, согласно которому 23.05.2022 Чернышов А.А, прибыв на адрес из Катара на самолете авиарейсом QR 337, не выполнил требования п.п. 2.1, 2.2 Постановления N22, а именно: в течение четырех календарных дней со дня прибытия на адрес не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекции для прибывающих на адрес" (https://www.gosuslugi.ru/400705/l);
- анкетой для прибывающих авиарейсами в Россию для пересечения границы;
- информацией о прибывающих в РФ из зарубежных стран; иными материалами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении суд первой инстанции правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям (бездействию) Чернышовым А.А. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и виновности фио в его совершении.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям (бездействию) фио и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии в её действиях (бездействии) события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - сумма, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, назначено Чернышову А.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения фио к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого постановления суда в силу следующего.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).
С учётом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса)
Вышеизложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанной с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (вопрос 22), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года.
Данная позиции полностью применима и к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ.
В вину Чернышову А.А. судьёй районного суда вменено также нарушение требований подп. 2.2 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19", выразившееся в том, что он в течение трёх календарных дней со дня прибытия на адрес не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в едином портале государственных и муниципальных услуг или о перенесенном в течении последних 6 месяцев заболевания COVID-19 или о вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или от новой коронавирусной инфекции для пребывающих на адрес.
Между тем, в соответствии с п. 2 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.10.2022 N 22 указанный подпункт утратил свою силу с 21 октября 2022 года.
Вследствие изложенного обжалуемое постановление подлежит изменению путём исключения из мотивировочной части постановления указания на нарушение Чернышовым А.А. требований п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19", выразившееся в том, что он в течение трёх календарных дней со дня прибытия на адрес не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в едином портале государственных и муниципальных услуг или о перенесенном в течении последних 6 месяцев заболевания COVID-19 или о вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или от новой коронавирусной инфекции для пребывающих на адрес.
Указанное изменение не нарушает права фио и не ухудшает его положение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 13 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Чернышова Андрея Алексеевича изменить: исключить из мотивировочной части постановления указания на нарушение фио требований п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19", выразившееся в том, что Чернышов А.А. в течение трёх календарных дней со дня прибытия на адрес не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в едином портале государственных и муниципальных услуг или о перенесенном в течении последних 6 месяцев заболевания COVID-19 или о вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или от новой коронавирусной инфекции для пребывающих на адрес.
В остальной части постановление судьи Савеловского районного суда адрес от 13 октября 2022 года оставить без изменения, жалобу фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Леонова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.