Судья Московского городского суда Баталова И.С., изучив административное исковое заявление ООО "Митридат" об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском, озаглавленным как административный иск об оспаривании нормативного правового акта, в котором просит признать недействующим с момента принятия Приказ N 539 от 24 марта 2023 года Федерального агентства лесного хозяйства "Об установлении границ Гатчинского лесничества в Ленинградской области".
Рассмотрев административное исковое заявление, судья не находит оснований для принятия его к производству Московского городского суда как суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Из положений части 1 статьи 24 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" следует, что Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Московский городской суд рассматривает административные дела, касающиеся проверки нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства, принятых органами государственной власти города Москвы, а также представительными органами муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, акты, принятые Федеральным агентством лесного хозяйства, не могут быть предметом рассмотрения в Московском городском суде.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
При изложенных обстоятельствах, административное исковое заявление не может быть принято к производству Московского городского суда и подлежит возврату в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ, что не лишает административного истца права на обращение за судебном защитой в компетентный суд в соответствии с установленными правилами подсудности.
Согласно ст.21 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
С учетом изложенного, нормативный правовой акт либо акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, принятый федеральным органом исполнительной власти, может быть предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 20, 21, 129, 198, 199 КАС РФ суд
определил:
Возвратить административное исковое заявление ООО "Митридат" об оспаривании нормативного правового акта.
Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.