Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - ООО "Альфа-М") ФИО2 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 03 ноября 2022 года, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 01 февраля 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Альфа-М" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 03 ноября 2022 года ООО "Альфа-М" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 01 февраля 2023 года вышеуказанное постановление изменено. Размер административного штрафа уменьшен до 150000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 01 февраля 2023 года постановление главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 03 ноября 2022 года и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2022 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Альфа-М" ФИО2 просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, ссылаясь на повторное привлечение Общества к административной ответственности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) организации в лице их руководителей несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Регламентом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, в том числе сводах правил; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Регламентом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в установленном порядке; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
В соответствии с п. 7.6.4 Свода правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - Свод правил) ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 1, 2 м - при торговой площади до 100 кв.м; 1, 6 м - при торговой площади свыше 100 до 150 кв.м; 2м- при торговой площади свыше 150 до 400 кв.м; 2, 5 м - при торговой площади свыше 400 кв.м. Площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла в площадь основных эвакуационных проходов не включается.
Как следует из материалов дела, 07 июля 2022 года в результате внеплановой выездной проверки, проведенной на основании решения от 16.06.2022 N 101 установлено, что Общество, осуществляя свою деятельность в помещении магазина "Красное&Белое" по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мурманская, д. 27, по состоянию на 28 июня 2022 года допустило следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4, ст. 89 Федерального закона N 123-ФЗ, п. 7.6.4 Свода правил ширина эвакуационных проходов в торговом зале магазина составляет менее 1, 2 м. Так, ширина прохода с правой стороны от входа в торговый зал N 1 между стеной и коробками составляет 1, 07 м, далее по направлению между холодильником и торговым оборудованием - 1, 05 м, от стеллажа с алкогольной продукцией до стеллажа с продуктами - 0, 91 м, прохода у касс - 0, 8 м, прохода в торговом зале N 2 - 0, 8 м.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Альфа-М" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Альфа-М" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ООО "Альфа-М" имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ООО "Альфа-М" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемых актов, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 03 ноября 2022 года, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 декабря 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 01 февраля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.