Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года (N 2а-4099/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 августа 2023 года по административному иску Политова Ю.Ю. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по ненадлежащим условиям содержания незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Политов Ю.Ю. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по Республике Коми о признании действий по ненадлежащим условиям содержания незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми за период с 1993 года по 2007 год в размере 1000000 рублей, указав в обоснование, что в период с 1993 года по 2007 год включительно содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, где условия его содержания являлись ненадлежащими, в камерах и отрядах, которых он содержался, отсутствовало горячее водоснабжение, площадь камер, а также отрядов не соответствовала количеству лиц в них содержащихся и составляла в следственном изоляторе менее 4 кв.м, в исправительных колониях менее 2 кв.м, площадь прогулочных дворов и локальных участков не соответствовала предъявляемым к ним требованиям.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российская Федерация в лице ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 августа 2023 года, административное исковое заявление Политова Ю.Ю. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действий по ненадлежащим условиям содержания незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия по ненадлежащим условиям содержания Политова Ю.Ю. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСРРН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Политова Ю.Ю. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 28000 рублей.
В удовлетворении требований Политова Ю.Ю. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании действий по ненадлежащим условиям содержания незаконными отказано.
В удовлетворении требований Политова Ю.Ю. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 17 августа 2023 года, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, несоответствии ее размера требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Политов Ю.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 30 августа 1993 года по 7 июля 1995 года, с 24 апреля 1998 года по 24 сентября 1999 года, с 26 июня 2000 года по 21 июля 2000 года, с 16 июля 2003 года по 17 мая 2004 года.
Политов Ю.Ю. в период времени с 7 июля 1995 года по 22 февраля 1997 года содержался в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
В период времени с 21 июля 2000 года по 22 января 2002 года Политов Ю.Ю. содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, откуда в период с 4 декабря 2000 года по 22 декабря 2000 года убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
В период времени с 17 мая 2004 года по 24 июня 2004 года Политов Ю.Ю. содержался в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
В период времени с 24 июня 2004 года по 29 июня 2007 года Политов Ю.Ю. содержался в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, откуда в период с 18 ноября 2004 года по 2 декабря 2004 года, с 27 октября 2005 года по 24 ноября 2005 года, с 24 августа 2006 года по 7 сентября 2006 года убывал в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми. Освобожден 29 июня 2017 года по отбытию срока наказания.
Разрешая требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в указанных выше учреждениях уголовно-исполнительной системы не в полной мере отвечали требованиям законодательства, а именно не было обеспечено надлежащим образом горячее водоснабжение, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Нарушения условий содержания Политова Ю.Ю. в части необеспечения горячей водой для гигиенических процедур имели место в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 16 июля 2003 года по 17 мая 2004 года; в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в период с 17 мая 2004 года по 24 июня 2004 года; в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми в период времени с 24 июня 2004 года по 29 июня 2007 года.
Иных нарушений, на которые ссылался административный истец в обоснование требований, судами по делу не установлено.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", положений "СП 247.1325800.2016. Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 245/пр) и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Политова Ю.Ю. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 28000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.