Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2023 (N 2а-4697/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 июля 2023 года по административному иску Попова А.А. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попов А.А. обратился с административным иском к УФСИН России по Республике Коми о взыскании 500 000 рублей компенсации за нарушение условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях. В обоснование указал, что с 2004 по 2014 год в различные периоды содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, где надлежащим образом не обеспечивался горячей водой.
К участию в деле в качестве административных соответчиков по делу привлечены ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда от 19 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 июля 2023 года, исковые требования Попова А.А. удовлетворены частично. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Попова А.А. компенсация в размере 54 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В удовлетворении требований Попова А.А. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 7 августа 2023 года, ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, несоответствии ее размера требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Попов А.А. содержался в следующих учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Коми:
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми с 19 июня 2004 года по 26 декабря 2004 года (в периоды с 26 июня по 6 июля, с 26 июля по 12 августа, с 6 по 12 сентября, с 26 сентября по 6 октября, с 12 по 15 октября, с 6 по 12 ноября убывал в ИВС ОМВД России по г. Печоре, с 12 ноября по 12 декабря - в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми);
ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми с 25 августа 2005 года по 7 апреля 2006 года;
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 12 ноября 2006 года по 4 августа 2007 года;
ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 4 августа 2007 года по 10 августа 2012 года;
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 12 ноября 2012 года по 1 июня 2013 года;
ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с 3 июня 2013 года по 10 июля 2014 года.
6 июня 2018 года ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми переименовано в ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми, которое впоследствии ликвидировано (запись о ликвидации юридического лица от 26 мая 2022 года). Правопреемником исправительного учреждения согласно пункту 3 приказа Минюста России от 9 ноября 2020 года N 258 является УФСИН России по Республике Коми.
Разрешая требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что условия содержания административного истца в указанных выше учреждениях УИС не в полной мере отвечали требованиям законодательства, а именно не было обеспечено надлежащим образом горячее водоснабжение.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился, не усмотрев при этом нарушения условий содержания в части ненадлежащего обеспечения административного истца горячей водой в период его содержания (в несовершеннолетнем возрасте) в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми.
Иных нарушений, на которые ссылался административный истец в обоснование требований, судами по делу не установлено.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", положений "СП 247.1325800.2016. Свод правил "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 245/пр) и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Попова А.А компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 54000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.