Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7667/2022 по иску Сергеевой Валерии Евгеньевны к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании решения об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет незаконным, назначении ежемесячного пособия на ребёнка по кассационной жалобе Сергеевой В.Е. на решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергеева В.Е. обратилась в суд с иском к администрации Приморского района Санкт-Петербурга, просила признать решение об отказе в предоставлении услуги "Ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно" от 15 декабря 2021 г. N незаконным, назначить ежемесячное пособие на несовершеннолетнего Сергеева Матвея Максимовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 20 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2023 г, в удовлетворении исковых требований Сергеевой В.Е. отказано.
В кассационной жалобе Сергеевой В.Е. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие не явившихся лиц, извещённых надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 21 сентября 2021 г. истец обратилась в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении услуги "Ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно".
Решением от 15 декабря 2021 г. истцу отказано в предоставлении дополнительной мере социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно на Сергеева Матвея Максимовича, 2018 года рождения, в соответствии с пунктом 2.8.4 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, в виде ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 г. N 343, в редакции от 13 мая 2021 г. (далее - Порядок от 22 мая 2013 г. N 343), в связи с наличием в собственности помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в Санкт-Петербурге.
Истец совместно с супругом и несовершеннолетним сыном зарегистрирована в квартире, общей площадью 42, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности её матери Машкиной Л.М.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в собственности истца находятся: квартира, общей площадью 48, 8 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", на основании договора приватизации от 29 января 2001 г, здание с назначением "жилое", общей площадью 165, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" на основании договора купли-продажи земельного участка от 13 февраля 2017 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199), частью 9 статьи 19 Закона Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 г. N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", частью 1 статьи Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Порядком от 22 мая 2013 г. N 343, исходил из того, что суммарная площадь, находящихся в собственности истца объектов недвижимости (квартира, жилое здание) с назначением "жилое помещение" и "жилое", составляет 214 кв.м, что больше произведения норматива площади, установленной в Санкт-Петербурге частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", в расчёте на одного человека (3 чел. ? 18 кв.м), вследствие чего отказ в назначении ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет признан законным.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, указав, что вид объектов недвижимости (квартира, жилое здание) определены с назначением как "жилое помещение" и "жилое" в соответствии с требованиями положений пунктов 1, 9, 10, 23 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", определяющими критерии основных и дополнительных сведений об объектах недвижимости, идентифицирующие их в гражданско-правовом обороте.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, вышеуказанным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Обеспечение эффективности функционирования системы социальной защиты, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 установлены с 1 января 2020 г. ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно, предоставляемые нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее - Основные требования N 384), действующие в период рассмотрения дела.
В целях определения нуждаемости семьи в указанной мере государственной социальной поддержки помимо иных обстоятельств учитывается наличие у лица, претендующего на получение спорной выплаты, и членов его семьи в собственности объектов недвижимого имущества, исчерпывающий перечень которых приведён в подпункте "г" пункта 16 Основных требований N 384.
Согласно пункту 1 Основных требований N 384 они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Согласно подпункту "г" пункта 16 Основных требований N 384 основаниями для отказа в назначении или перерасчёте ежемесячной выплаты являются, в том числе: наличие в собственности у заявителя и членов его семьи:
2 и более помещений с назначением "жилое", в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленного в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв. м в расчёте на одного человека, и количества членов семьи (за исключением такого помещения, которое предоставлено уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которого в полном объеме оплачена за счёт денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, а также долей в праве общей долевой собственности на такое помещение, совокупность которых на всех членов семьи не более одной трети его общей площади, такого помещения (его части), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, такого помещения (его части), признанного в установленном порядке непригодным для проживания, и такого помещения (его части), находящегося под арестом);
2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 40 кв. м в расчёте на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", предоставленного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части жилого дома), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 г. N 343, с учётом постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12 мая 2021 г. N 275 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 г. N 343", утверждён Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки семьям, имеющих детей, в виде ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, пункт 2.8.4 которого предусматривает аналогичные основания для отказа в назначении или перерасчёте ежемесячной выплаты, как это предусмотрено в подпункте "г" пункта 16 Основных требований N 384.
При определении вида объекта недвижимости и его назначения в указанных целях подлежит применению Федеральный закон 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 части 4 статьи 8 которого к основным сведениям об объекте недвижимости отнесены, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).
Если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, - вид жилого помещения (комната, квартира) (пункт 23 части 4 статьи 8). К дополнительным сведениям относится указание назначения здания, помещения - жилое, нежилое и проч. (пункты 9, 10 части 5 статьи 8).
Разрешая исковые требования, с учётом правовой природы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно применил к спорным отношениям положения Уаза Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 и нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, определяющие порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности решения ответчика о суммировании площади помещения с назначением "жилое" (квартира) и здания с назначением "жилое", при установлении уровня имущественной обеспеченности семьи Сергеевой В.Е. для определения её нуждаемости в назначении ежемесячной денежной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Иное толкование пункта 2.8.4. Порядка от 22 мая 2013 г. N 343, давало бы возможность гражданам, имеющим в собственности одновременно здание с назначением "жилое" и помещение с назначением "жилое помещение", получать ежемесячной выплаты, что в определённых случаях ставило бы таких граждан в неравное положение по сравнению с лицами, имеющими в собственности два и более указанных объекта, но меньшей площадью.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 2 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеевой Валерии Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.