Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Печорского городского суда Республики Коми от 24 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 мая 2023 г. по гражданскому делу N 2-113/2023 по иску П.С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов в страховой пенсионный стаж.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, выслушав объяснения представителя истца адвоката Шимлых В.Н, действующей по ордеру N 002734 от 23 октября 2023 г, возражавшей против удовлетворения доводов кассационной жалобы в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
П.С.А. обратился в суд с иском к ГУ- Отделение Пенсионного фонда по Республике Коми в г. Печоре, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми N 220000055291/152753/22 от 15 июля 2022 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 период работы с 4 ноября 1993 г. по 26 декабря 2008 г, обязании назначить досрочную страховую пенсию ы соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. с момента подачи заявления о назначении пенсии с 11июля 2022 г.
В обоснование требований истец указал, что 11 июля 2022 г..обратился в ГУ - отделение Пенсионного фонда по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Республике Коми N 220000055291/152753/22 от 15 июля 2022 г..было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Истец полагает, что решение ОПФР по Республике Коми об отказе в установлении пенсии является незаконным и необоснованным в связи с неправильно произведенным расчетом стажа работы. Согласно записи в трудовой книжке (N 9) 4 ноября 1993 г..истец был принят в электрический цех электромонтером по обслуживанию эл. оборудования электростанции четвертой группы в КТЦ Печорской государственной районной электрической станции, с 1 июня 1994 г..истец переведен электромонтером пятой группы того же оборудования и цеха. На основании приказа N 205 лс от 16 мая 2003 г..переведен электромонтером шестого разряда электрического цеха по обслуживанию электрооборудования электростанций в котлотурбинном цехе (запись в трудовой книжке N 12). С 27 декабря 2008 г..переведен начальником смены электрического цеха. Период работы с 4 ноября 1993 г..по 26 декабря 2008 г, который составляет 15 лет 01 месяц 22 дня, в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций в котлотурбинном цехе ответчиком не включен в льготный стаж. Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выданного 1 апреля 2022 г, следует, что продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии: по пункту 2 части 1 статьи 30 составляет 11 лет 3 месяца 25 дней (это стаж работы с тяжелыми условиями труда), и по пункту 6 части 1 статьи 32 - 19 лет 11 месяцев 09 дней (это стаж работы в районах Крайнего Севера или местностях к ним приравненных).
Имеются два документа, представленных ответчиком, из одного следует об отсутствии стажа с тяжелыми условиями труда, а из другого - наличие 11 лет 03 месяца 25 дней. Работодателем истцу была выдана 29 июля 2022 г..справка N 383, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающая постоянную занятость. Из данной справки следует, что истец действительно работал на "Печорской ГРЭС" с 4 ноября 1993 г..по 26 декабря 2008 г..в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций в котлотурбинном цехе. Данная работа предусмотрена Списком N 2 разделом XIII, пунктом 2140000а-18455, занят в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели на обслуживании и ремонте котельного и турбинного оборудования. Истец полагает решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку работодателем предоставлены документы в полном объеме, также производились перечисления дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд России.
9 января 2023 г. ГУ-ОПФР по Республике Коми реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ОСФР по Республике Коми).
В соответствие со статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена стороны ответчика ОПФР по Республике Коми на правопреемника ОСФР по Республике Коми.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 24 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 мая 2023 г, признано незаконным решение ОПФР по Республике Коми от 15 июля 2022 г. N 220000055291/152753/22 об отказе в установлении пенсии П.С.А.
Возложена обязанность на ОСФР по Республике Коми включить П.С.А. в стаж с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 период работы с 4 ноября 1993 г. по 26 декабря 2008 г.
Возложена обязанность на ОСФР по Республике Коми назначить П.С.А. страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с 11 июля 2022 г.
В кассационной жалобе ОСФР по Республике Коми просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились. О причинах не явки в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса не сообщили, доказательств уважительности не явки в судебное заседание не предоставили.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, П.С.А. 7 мая 2022 г. достиг возраста 50 лет.
При этом П.С.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 7 ноября 1997 г.
11 июля 2022 г. истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми (межрайонное) соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением УПФР в городе Печоре Республики Коми (межрайонного) Решением ОПФР по Республике Коми N220000055291/152753/22 от 15 июля 2022 г. истцу было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия стажа работы с тяжелыми условиями труда.
По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта на дату обращения за пенсией П.С.А. был установлен следующий стаж: страховой стаж (календарно) - 31 год 8 месяцев 17 дней; стаж работы МКС - 30 лет 1 месяц; стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку N лет; ИПК - 164, 452.
Из трудовой книжки истца и Справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе по Печорской ГРЭС от 29 июля 2022 г. N 383 следует, что П.С.А. 4 ноября 1993 г. был принят на работу электромонтером по обслуживанию электрооборудования электростанций в котлотурбинном цехе. 1 июня 1994 г. переведен электромонтером 5 группы в котлотурбинном цехе, с 16 мая 2003 г. переведен электромонтером 6 разряда электрического цеха по ремонту электрических машин в котлотурбинном цехе, с 27 декабря 2008 г. переведен начальником смены электрического цеха, с 3 марта 2012 г. переведен начальником смены электростанции диспетчерской службы.
УПФР в городе Печоре Республики Коми (межрайонное) была проведена проверка справки, уточняющей особый характер работы и достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд, индивидуальных сведений о страховом стаже в отношении П.С.А.
По итогам проведенной проверки установлено, что П.С.А. в период с 4 ноября 1993 г. по 26 декабря 2008 г. осуществлял трудовую деятельность в должности - электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций в котлотурбинном цехе электрического цеха.
По мнению ответчика, характеристика работ, перечисленных в должностной инструкции, не свидетельствует о том, что основной трудовой функцией П.С.А, выполняемой в течение полного рабочего дня, является ремонт котельного и топливного оборудования и относящихся к ним вспомогательных средств.
По итогам проведенной проверки установлено, что наименование занимаемой профессии (должности) П.С.А. - электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций в котлотурбинном цехе электрического цеха, не соответствует наименованию профессии предусмотренной позицией 2140000а-18455 Списка N 2 "электромонтеры, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики".
Документы, подтверждающие выполнение П.С.А. работ полный рабочий день в определенном месте с определенным оборудованием, с указанием конкретного времени согласно наряд-заданиям, наряд-допускам, журналам учета работ, иным подтверждающим документам, работодателем не представлены. Предоставление работнику дополнительных гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда не наделяет их правом на досрочное пенсионное обеспечение. Поскольку на дату обращения у П.С.А. отсутствует стаж работы с тяжелыми условиями труда, оснований для назначения пенсии с 11 июля 2022 г. не имеется.
Определением суда от 4 октября 2022 г. по делу был назначена государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику Пестрикову С.А. гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Указанная государственная экспертиза условий труда была проведена экспертами (специалистами) Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 775н.
Из заключения государственной экспертизы условия труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда N 20-04/10/2022 от9 декабря 2022 г. следует, что работодателем Печорская ГРЭС АО "Интер РАО - Электрогенерация" П.С.А. гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в период с 4 ноября 1993 г. по 26 декабря 2008 г. предоставлялись обоснованно.
Экспертами установлено, что П.С.А. в период с 4 ноября 1993 г. по 26 декабря 2008 г. работал в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции в котлотурбинном цехе электрического цеха Печорской ГРЭС АО "Интер РАО - Электрогенерация". Позицией 2140000а-18455 раздела XIII Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
По смыслу приведенного положения, работники должны выполнять работы по обслуживанию и ремонту любого производственного оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.
В соответствии с разъяснениями начальника отдела льготного пенсионного обеспечения и профессиональных систем Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России В.Г. Белякина ("Пенсия в связи с особыми условиями труда. Практика применения Списков N 1 и 2" приложение к журналу "Пенсия", М. 1999 год) рабочие, чьи профессии предусмотрены в этом разделе (раздел XIII Списка N 2), пользуются правом на пенсионные льготы не зависимо от структурных подразделений электростанций, паросилового хозяйства или энергопоездов... Из рабочих ремонтного персонала правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются те, которые заняты ремонтом и обслуживанием котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования... К таким рабочим относятся слесари, электромонтеры и электрослесари всех наименований. Следует помнить, что этот перечень не может быть исчерпывающим. При рассмотрении вопроса о льготном пенсионном обеспечении этих рабочих не имеет значения, в каких структурных подразделениях (в цехах, отделениях, участках) электростанции, паросилового хозяйства или энергопоездов они заняты. Основным условием для назначения пенсии по Списку N 2 является их занятость на ремонте и обслуживании оборудования, указанного в данном разделе.
Пунктом 1.6 Положений об электрическом цехе (л.л.57-86) определено оборудование, которое находится в ведении цеха Согласно пункту 6.1.1 Положений персонал электроцеха обязан: производить техническое обслуживание и ремонт электрооборудования, среда и связи, освещения, установленных в КТЦ; контролировать совместно с КТЦ работу электрооборудования, средств связи и освещения; осуществлять совместно с персоналом КТЦ настройку режима по расходу дистиллята через обмотку статора; обеспечивать слив и хранение турбинного масла и т.д.
Согласно пункту 1.1.5 должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции в котлотурбинном цехе в электрического цеха 6 разряда (материалы гражданского дела, страницы 87- 94) работник в административно-техническом отношении подчиняется начальнику электрического цеха и его заместителю по эксплуатации.
Пунктом 1.1.11 должностной инструкции определена зона обслуживания электромонтера по обслуживанию электрооборудование электростанции в котлотурбинном цехе электрического цеха 6 разряда.
В соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 12 марта 1999 г. N 5, в квалификационную характеристику работ электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций входит: Обслуживание электрооборудования электростанции и обеспечение его надежной работы. Контроль за состоянием релейной защиты, дистанционного управления, сигнализации и электроавтоматики, за режимом работы турбогенераторов. Оперативные переключения в распределительных устройствах. Перевод генераторов с водородного охлаждения на воздушное и наоборот. Проверка мегаомметром состояния изоляции электрооборудования. Измерение электрических параметров электроизмерительными клещами. Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования. Ликвидация аварийных ситуаций на электрооборудовании. Вывод электрооборудования в ремонт, подготовка рабочих мест и допуск рабочих для производства ремонтных работ. Ввод оборудования в работу.
Экспертом отмечено, что законодательно понятия "турбинное" и "парогазотурбинное" оборудование, и что к нему относится, нигде не закреплено. Данное оборудование необходимо рассматривать в комплексе с дополнительным (вспомогательным) оборудованием, средствами автоматизации, контроля и измерений, без которых невозможна нормальная работа "турбинного" и "парогазотурбинного" оборудования в целом. Анализ указанных Положений и должностной инструкции позволяет сделать вывод, что электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанции ь котлотурбинном цехе электрического цеха был занят на обслуживании и ремонте котельного, турбинного оборудования, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.
Кроме того, в картах аттестации рабочего места электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции в котлотурбинном цехе электрического цеха, в которых указано право работника на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 1991 г, позиции 2140000а- 18455 раздела XIII.
Дополнительно экспертом отмечено, что актом проверки Перечня льготных профессий от 27 апреля 2015 г. установлено, что профессия электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции в КТЦ обоснованно включена в соответствующий Перечень.
Также экспертами сделан вывод о том, что П.С.А. в период с 4 ноября 1993 г. по 26 декабря 2008 г. выполнялись работы в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами и третьим лицом (работодателем) доказательства, руководствуясь заключением назначенной по делу государственной экспертизы условий труда, пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж по Списку N 2, поскольку доказан факт льготной работы в течение полного рабочего дня, в связи с чем специальный стаж истца составит более 15 лет 01 месяц 22 дня, что дает право на назначение пенсии по требуемому основанию с момента достижения истцом возраста 50 лет.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 г. и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 г. такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В силу пункта 3 данного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от II июля 2002 г. N 516 (далее- Правила N 516).
Согласно Списку N 2 от 1991 г. раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" позиции 2140000а-18455 право на досрочное назначение пенсии установлено слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).
Пунктом 43 Правила N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в разделе 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Вопреки доводам кассационной жалобы, вышеприведенные нормы материального права судебными инстанциями применены правильно, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме.
Фактически все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, в том числе в части несогласия с выводами судебной экспертизы, об отсутствии доказательств постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня на обслуживании и ремонте только котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 24 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.