Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Сенчуковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 мая 2023 г. по гражданскому делу N 2-120/2023 по иску М.Н.Ю, к АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" об обязании предоставить скорректированные сведения индивидуального персонифицированного учета.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
М.Н.Ю, обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что 18 января 2022 г. решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы с особыми условиями труда. Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия не были приняты во внимание льготные периоды работы истца в качестве водителя на вывозке леса в ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка", которое в дальнейшем было реорганизовано посредством присоединения к АО "Сегежский ЦБК", так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающие такие периоды, представлены страхователем без подтверждения факта работы на лесозаготовках. По изложенным в иске основаниям, истец просил суд обязать АО "Сегежский ЦБК" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия скорректированные формы сведений в отношении истца с указанием кода льготных условий "2707" - "водители автомобилей на вывозке леса" за указанные периоды работ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 мая 2023 г, исковые требования удовлетворены.
Суд обязал АО "Сегежский ЦБК" в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда представить в Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении М.Н.Ю, за периоды работы с 1 сентября 2012 г. по 23 сентября 2012 г, с 8 октября 2012 г. по 19 ноября 2012 г, с 21 ноября 2012 г. по 12 декабря 2013 г, с 14 декабря 2013 г. по 25 декабря 2013 г, с 1 января 2014 г. по 23 апреля 2015 г, с 25 апреля 2015 г. по 28 апреля 2017 г, с 29 апреля 2017 г. по 31 декабря 2018 г. с указанием кода особых условий труда по профессии "водитель на вывозке леса".
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились. О причинах не явки в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса не сообщили, доказательств уважительности не явки в судебное заседание не предоставили.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, М.Н.Ю, на основании трудового договора от 1 сентября 2012 г. N ТД-0103 (л.д. 240-241, т.1) принят на работу в ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка" с 1 сентября 2012 г. на должность водителя автомобиля на вывозке леса (приказ о приеме на работу от 1 сентября 2012 г. N JIC-0162).
29 апреля 2017 г. ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка" было реорганизовано в форме присоединения к АО "Сегежский ЦБК" (выписка из ЕГРН от 23 декабря 2022 г. N ЮЭ9965-22-225882943, л.д. 18-19, т.1).
В соответствии с дополнительным соглашением от 28 апреля 2017 г. к трудовому договору от 1 сентября 2012 г. N ТД-0103 (л.д. 242, т.1) в связи с реорганизацией ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка" работодателем истца по указанному трудовому договору является АО "Сегежский ЦБК", к которому в порядке правопреемства перешли все права и обязанности работодателя по трудовому договору (пункт 1).
Согласно записей в трудовой книжке, приказом АО "Сегежский ЦБК" от 28 апреля 2017 г. истец переведен в автотранспортный участок филиала по лесным ресурсам АО "Сегежский ЦБК" водителем на вывозке леса. Приказом АО "Сегежский ЦБК" с 3 января 2018 г. перееден в автотранспортный участок технической дирекции водителем автомобиля на вывозке леса.
Согласно должностной инструкции водителя автомобиля на вывозке леса ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка" N ДИ-О-27, утвержденной исполнительным директором 11 ноября 2012 г. (л.д.84-86, т.1), работник обязан производить перевозку леса из лесосеки на промежуточные, нижние склады или потребителям, осуществлять погрузку лесопродукции на автотранспорт или жд-полувагоны (п. 2.2).
В соответствии с должностной инструкции водителя автомобиля на вывозке леса автотранспортного участка технической дирекции филиала АО "Сегежский ЦБК" по лесным ресурсам, утвержденной исполнительным директором 17 октября 2018 г. (л.д. 87-90, т.1), водитель автомобиля на вывозке леса обязан производить перевозку леса с лесосеки на промежуточные, нижние склады или потребителям только при наличии сопроводительного документа на транспортировку древесины (пункт 2.2).
С должностной инструкцией М.Н.Ю, ознакомлен под роспись 19 октября 2018 г. (л.д.91, т. 1).
2 ноября 2021 г. М.Н.Ю, обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 (с учетом пункта 6 части 1 статьи 30), части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
18 января 2022 г. решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия истцу отказано в досрочном назначении пенсии в связи с недостаточностью стажа работы в особых условиях труда.
В специальный стаж истца не были включены в периоды работы истца в качестве водителя на вывозке леса, а именно с 1 сентября 2012 г. по 23 сентября 2012 г, с 8 октября 2012 г. по 19 ноября 2012 г, с 21 ноября 2012 г. по 12 декабря 2013 г, с 14 декабря 2013 г. по 25 декабря 2013 г, с 1 января 2014 г. по 23 апреля 2015 г, с 25 апреля 2015 г. по 28 апреля 2017 г. в ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка", с 29 апреля 2017 г. по 31 декабря 2018 г. в АО "Сегежский ЦБК".
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж М.Н.Ю, спорных периодов его работы, поскольку в данные периоды он работал по профессии, занятой в едином технологическом процессе лесозаготовок, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в части статьи 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положениями статей 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ) предусмотрены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж и иные периоды, засчитываемые в стразовой стаж.
В силу части 2 статьи 14 указанного Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном(персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей до 31 января 2022 г, (далее Закон N27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей.
В силу подпунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 8.1 указанного Закона Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктами 2 и 7 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно подпункту "д" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 (далее - Список N 273) предусмотрена профессия и должность "водителя автомобилей на вывозке леса". В соответствии с Примечанием к Списку N 273 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются указанные работники, занятые в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Обязательным условием определения права на досрочную пенсию в связи с занятостью на соответствующих видах работ является ее выполнение в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени (Разъяснение Мининстерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда", утвержденное постановлением Министерства труда России от 22 мая 1996 г. N 29).
В соответствии Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 пункт 2); периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3); для подтверждения периодов указанной работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, которые выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ГОСТу 17461-84 "Технология лесозаготовительной промышленности" лесозаготовка - это заготовка древесного сырья, включающая лесосечные работы, вывозку и работы на лесопромышленном складе; под вывозкой древесины понимается перемещение транспортным средством деревьев хлыстов, лесоматериалов от погрузочного пункта до мест временного хранения или обработки. Лесопромышленный склад - это лесопогрузочный пункт, оборудованный техническими средствами для первичной обработки лесного сырья, хранения, погрузки или пуска сплавов хлыстов и сортиментов, а также для переработки лесных отходов. Верхний лесопромышленный склад - это лесопромышленный склад, расположенный на лесосеке у лесовозной дороге. Нижний лесопромышленный склад - это лесопромышленный склад, расположенный в пункте примыкания лесовозной дороги к путям общего пользования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, вышеприведенные нормы материального права, судебными инстанциями применены правильно.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что специальной оценкой условий труда в 2013 и в 2016 г.г. было подтверждено право работников, работающих в должности водителя автомобиля на вывозке леса, на досрочное назначение пенсии, между тем, работодатель при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета по указанной должности осуществлял без подтверждения факта работы на лесозаготовках, при этом с 1 января 2019 г. работодатель соответствующие сведения предоставляет в пенсионный орган с кодом льготных условий "27-7" "водители автомобиля на вывозке леса" занятые непосредственно на лесозаготовках, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Фактически все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, в том числе о том, что по материалам наблюдательных дел ООО "Инвестлеспром-лесозаготовка", АО "Сегежский ЦБК" по лесным ресурсам в Перечнях профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, в спорные периоды профессия "водитель автомобиля на вывозке леса" не поименована, в поименных списках работников в этих организациях за указанные периоды истец не значится, об отсутствии достаточных доказательств в подтверждение того, что истец в спорный период осуществлял перевозку леса исключительно по лесовозным дорогам, то есть в этот период он был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 10 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.