Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2275/2023 по иску Ковалева Михаила Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о перерасчёте пенсии и выплате недополученных сумм, по кассационной жалобе представителя Ковалева Михаила Николаевича на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, объяснения представителя ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Фомина А.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ковалев М.Н. обратился с иском к ответчику о перерасчёте страховой пенсии с учётом применения пункта 9 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и взыскании недополученной разницы с момента назначения пенсии с 6 июля 2020 г.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности, принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объёме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, 5 октября 2023 г. истцу вручено заказное почтовое отправление с судебным извещением, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Представитель ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Фомин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, поступившие от представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено, что истец Ковалев М.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 6 июля 2020 г.
Размер пенсии по состоянию на 6 июля 2020 г. составил - 11 456, 58 руб, а фиксированная выплата составила - 5686, 25 руб.
Как следует из отзыва представителя ОСФР по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и материалов пенсионного дела, расчёт пенсии истца произведён по наиболее выгодному варианту.
Обращаясь в суд, истец указывал на заниженный размер пенсии, поскольку, по его мнению, ответчиком неверно произведён расчёт пенсии исходя из общего стажа, не применён наиболее выгодный вариант расчёта с учётом пунктов 9, 10 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ковалеву М.Н. о перерасчёте досрочной трудовой пенсии и взыскании недоплаченной пенсии, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и исходил из того, что истец на момент введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудового стажа необходимой продолжительности не имел (17 лет 03 месяца 3 дня), в связи с чем отсутствуют правовые основания для перерасчёта пенсии истца с учётом положений абзаца 6 пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Конвертация пенсионных прав от специального стажа по Списку N 2 отсутствует, так как и специальный стаж истца на 1 января 2002 г. составляет менее требуемого (08 лет 10 месяцев и 28 календарных дней).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также Федеральный закон "О страховых пенсиях"), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из буквального толкования приведённых положений закона следует, что для определения расчётного размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав застрахованного лица по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", с учётом пункта 9 указанной статьи исходя из стажа на соответствующих видах работ требуется наличие полного общего трудового стажа на 1 января 2002 г, т.е. не менее 25 лет.
При рассмотрении дела судом установлено, что продолжительность страхового стажа истца на 1 января 2002 г. составила 17 лет 03 месяца 3 дня.
Поскольку законодатель при предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учётом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связывает его с условием наличия общего трудового стажа, требуемого для назначения пенсии и имеющегося до 1 января 2002 г, данное условие у истца не соблюдено, так как по состоянию на указанную дату его общий трудовой стаж составлял менее 25 лет, то разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами норм материального права ошибочны.
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 1 января 2015 г.) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В целях определения расчётного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от её характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооружённых Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Вооружённых Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г, определённая в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (пункт 10 статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Из изложенного следует, что расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по выбору застрахованного лица - за общий трудовой стаж либо с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Согласно пункту 2 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из буквального толкования приведённых положений закона следует, что для определения расчётного размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав застрахованного лица по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учётом пункта 9 указанной статьи исходя из стажа на соответствующих видах работ требуется наличие полного общего трудового стажа на 1 января 2002 г, то есть не менее не менее 25 лет, как установлено судами, продолжительность стажа истца на указанную дату составила менее 25 лет.
Наличие у истца стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности, как на это указано в кассационной жалобе, оснований для иной оценки пенсионных прав не давало. Кроме того, доводы жалобы в части продолжительности стажа противоречат обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании пенсионного законодательства, поскольку значимым является установление продолжительности стажа именно на 1 января 2002 г.
При рассмотрении спора установлено, что стаж работы истца по Списку N 2 на 1 января 2002 г. составляет 08 лет 19 мес. 28 дней, страховой стаж на 1 января 2002 г. составляет 17 лет 03 мес. 3 дня. Право на конвертацию пенсионных прав от специального стажа по Списку N 2 отсутствует, так как на 1 января 2002 г. страховой стаж составляет менее 25 лет.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ковалева Михаила Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.