Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черлановой Е.С, судей Устимова М.А. и Яроцкой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО3 к Администрации Кольского района Мурманской области, государственному областному унитарному предприятию "Мурмансководоканал", муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства МО г.Кола", Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой
по кассационной жалобе Администрации Кольского района Мурманской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Яроцкой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что
на основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кола Кольского района N1622 от 18.11.2013 ей и членам ее многодетной семьи был предоставлен на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством жилых этажей не более трех, однако предоставленный земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, что не позволяет ее семье осуществлять на этом участке эксплуатацию построенного жилого дома и лишает их возможности реализовать установленные законодательством меры социальной поддержки.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 24 марта 2023 г. иск удовлетворен частично. Суд обязал администрацию Кольского района Мурманской области в срок до 01 октября 2024 г. обеспечить устройство сети водоснабжения до границ земельного участка и установку септика на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного в "адрес", г. "адрес". В случае недостаточности денежных средств, обязал Министерство строительства Мурманской области предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области "Комфортное жилье и городская среда". В удовлетворении исковых требований к государственному областному унитарному предприятию "Мурманскводоканал", муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства МО г.Кола" о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 июня 2023 г. решение суда первой инстанции отменено в части возложения на Министерство строительства Мурманской области обязанности при недостаточности денежных средств предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области "Комфортное жилье и городская среда". В этой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству строительства Мурманской области отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г. "адрес" от 18.11.2013 N ФИО2 и членам ее многодетной семьи - ФИО9, ФИО6, ФИО7, в общую долевую собственность в равных долях для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1000 кв.м, разрешенное использование земельного участка - индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком, расположенный по адресу: "адрес"а, "адрес".
Вышеуказанный земельный участок был сформирован на основании Постановления Администрации Кольского района N1174 от 22.08.2013 "О формировании земельных участков", из которого следует, что на территории г.Кола было сформировано 17 земельных участков, 5 из которых находится в государственной собственности в кадастровом квартале N.
Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени данный земельный участок коммунальной инфраструктурой не обеспечен.
Установив, что администрацией Кольского района Мурманской области меры, направленные на решение вопроса по обеспечению заявленного земельного участка инженерно-технической коммуникациями и дорожной инфраструктурой, от наличия которых зависит возможность его использования для эксплуатации индивидуального жилого дома, до настоящего времени не приняты, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по обеспечению строительства объектов коммунальной инфраструктуры в отношении предоставленного многодетной семьи истца земельного участка с кадастровым номером.
При этом суд согласился с доводами истца о том, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами необходимой коммунальной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, действующим правовым регулированием возложена как на орган местного самоуправления, так и на исполнительный орган Мурманской области - Министерство строительства Мурманской области и указал в резолютивной части решения на обязанность Министерства строительства Мурманской области при недостаточности денежных средств предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области "Комфортное жилье и городская среда".
Не соглашаясь с этим выводом и отменяя принятое по делу решение в части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, действующим правовым регулированием возложена на муниципальное образование Кольский район, и оснований для ее возложения на Министерство строительства Мурманской области у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат правильно примененным нормам материального права.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно положениям подпунктов 49, 62 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пункта 3.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. N 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что вопросы местного значения - это вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением N 2 к Закону Мурманской области от 31 декабря 2003 г. N 462-01-ЗМО, предусмотрено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения технологического присоединения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). Таким образом, выделяемый земельный участок уже должен иметь технические условия для подключения технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Положением о Министерстве строительства Мурманской области", утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2019 N 529-1111 установлены основные задачи Министерства, к числу которых относится также обеспечение устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур Мурманской области, улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
Для решения поставленных задач Министерство исполняет следующие функции в установленных сферах деятельности, в том числе:
Разрабатывает и реализует государственные программы (подпрограммы) Мурманской области, ведомственные целевые программы в рамках своей компетенции.
Проводит мониторинг деятельности органов местного самоуправления по определению территорий для формирования земельных участков в целях их предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, по их планировке и обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры, получению технических условий подключения к инженерно-техническим сетям объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Мурманской области от 13.11.2020 N 795-ПП "О государственной программе Мурманской области "Комфортное жилье и городская среда" утверждены Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области на софинансирование мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных не безвозмездной основе многодетным семьям.
Указанные правила определяют порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области на софинансирование мероприятий об обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетный семьям; субсидия предоставляется Министерством строительства Мурманской области по результатам проведения конкурсного отбора.
Субсидия предоставляется Министерством строительства Мурманской области по результатам проведения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил конкурсного отбора заявок муниципальных образований, поступивших в адрес Министерства, от органов местного самоуправления муниципальных образований и при соблюдении условий, перечисленных в п. 1.4 Правил.
Критерием отбора муниципальных образований для получения субсидии является наличие не обеспеченных коммунальной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям.
Распределение субсидии местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с Порядком оценки заявок муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по проведению мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, за исключением средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Мурманской области и за исключением средств, выделяемых на обеспечение ранее заключенных контрактов.
Приняв во внимание, что истцу и членам ее семьи в долевую собственность предоставлен земельный участок, образованный администрацией Кольского района в пределах ее компетенции из земель, государственная собственность на которые не разграничена, из числа участков, сформированных для предоставления многодетным семьям, что подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением их пригодности для тех целей, для которых они предоставляются, суд апелляционной инстанции правомерно отменил принятое по делу решение суда в части и отказал ФИО2 в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству строительства Мурманской области, указав, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, обеспечиваемое посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность апелляционного определения либо опровергали выводы суда.
Поскольку обстоятельств, являющихся в силу положений части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке, в рассматриваемом случае не усматривается, судебная коллегия оставляет кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.