Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Нестеровой А.А, судей Рогожина Н.А, Кротовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, выслушав объяснения прокурора ФИО4, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском с учетом уточнений к администрации города Мурманска о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения N многоквартирного дома N 12 по улице Ивана Халатина города Мурманска; в течение шести месяцев с момента разработки технической документации на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения N многоквартирного "адрес" - привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с технической документацией.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой "адрес" проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилья, исполнения требований законодательства при содержании муниципального специализированного жилищного фонда. По информации администрации "адрес" в настоящее время очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования "адрес" ожидает 141 семья. Между тем в распоряжении муниципального образования находится всего 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений. Осмотром жилого помещения N многоквартирного "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, отнесенному к маневренному жилому фонду, выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещения, жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
Определением суда от 20 февраля 2023 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ММКУ "Управление капитального строительства" (далее - ММКУ "УКС"), Комитет по строительству администрации города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 марта 2023 года на администрацию города Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения N многоквартирного "адрес".
Кроме того, на администрацию города Мурманска возложена обязанность в течение шести месяцев с момента разработки технической документации на выполнение ремонтных работ в целях приведения в пригодное состояние для проживания граждан жилого помещения N многоквартирного "адрес" привести в пригодное состояние для проживания граждан указанное жилое помещение посредством проведения ремонта в соответствии с технической документацией.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Мурманска просит отменить названные судебные акты как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска проведена проверка состояния соблюдения законности в сфере переселения граждан из аварийного жилья и реализации их прав на жилище в городе Мурманске, исполнения требований законодательства при содержании специализированного жилищного фонда.
По информации администрации города Мурманска в настоящее время своей очереди на получение специализированных жилых помещений на территории муниципального образования город Мурманск ожидает 141 семья.
В распоряжении муниципального образования находится 129 незаселенных жилых помещений специализированного (маневренного) жилого фонда, из которых готовы к распределению 49 жилых помещений.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения ремонта, фактически для проживания не пригодны.
10 октября 2022 года прокуратурой Октябрьского административного округа города Мурманска главе администрации муниципального образования город Мурманск вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства при реализации полномочий в жилищной сфере в связи с недостаточностью маневренного фонда и ненадлежащим его содержанием.
Однако жилые помещения не приведены в пригодное (надлежащее санитарное и техническое состояние) для постоянного проживания граждан.
Кроме того, установлено, что жилое помещение N на ФИО1 этаже многоквартирного "адрес" входит в состав муниципального жилищного фонда и отнесено к маневренному фонду.
Помещение включено в реестр муниципального имущества "адрес" как объект недвижимости - "адрес" (жилое помещение).
Осмотром жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения санитарно-технического состояния помещений, в частности, в помещении находится бывшая в употреблении мебель, установлено грибковое поражение стен, демонтирован подводящий вентиляционный канал, в помещении высохшие следы после залития, повреждение напольного и стенового покрытия.
Данное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
Из акта санитарно-технического состояния жилого помещения N многоквартирного "адрес", составленного ДД.ММ.ГГГГ специалистами ММКУ "Центр по контролю за использованием муниципального имущества" и Комитета имущественных отношений города Мурманска, следует, что обследуемое жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии и непригодно для заселения.
Данное жилое помещение числится в списке маневренного фонда, требующего ремонта до предоставления гражданам, включено в план ремонта на 2023 год.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 14, 19, 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что спорное жилое помещение нуждается в проведении ремонта, поскольку находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку для приведения спорного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, которое отвечает требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, необходимо разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ, а также их выполнение.
При этом суд отметил, что факт необходимости приведения спорного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям путем проведения ремонта, подтверждается в том числе и тем, что спорное жилое помещение включено в перечень жилых помещений, требующих ремонта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Полномочия органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14, пунктом 1 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
К компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункты 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уставом муниципального образования город Мурманск установлено, что на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, что предусмотрено Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, Типовым договором найма жилого помещения маневренного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку спорное жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, так как выявленные недостатки и отсутствие оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям, а для приведения спорного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, которое отвечает требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, необходимо разработать техническую документацию на выполнение ремонтных работ, а также их выполнение.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрены конкретные способы исполнения органами местного самоуправления обязанности по содержанию муниципального жилого фонда, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств по осуществлению данной обязанности, проверены судами и не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку, исходя из вышеприведенных правовых норм, а также положений Устава муниципального образования город Мурманск, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных прокурором требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.