Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Ягафарова Ильгама Зуфаровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ягафарова Ильгама Зуфаровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2023 года, Ягафаров Ильгам Зуфарович (далее - Ягафаров И.З.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ягафаров И.З. выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.
Согласно пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В силу пункта 1.6 Правил дорожного движения лица, нарушившие требования данных Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Как усматривается из материалов дела, Ягафаров И.З. 8 февраля 2023 года в 1 час 30 минут у дома N 160/9 по ул.Менделеева г.Уфы Республики Башкортостан с признаками опьянения: резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке, - управлял транспортным средством - Mitsubishi Lancer, государственный регистрационный знак N.
При наличии вышеуказанных признаков опьянения Ягафарову И.З. должностным лицом ДПС ГИБДД в порядке, предусмотренном указанными выше Правилами, было предложено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с применением специального технического средства измерения, по результатам которого состояние опьянения у Ягафарова И.З. не установлено, в связи с чем в соответствии с пунктом 8 раздела III Правил, с соблюдением требований статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии достаточных оснований полагать, что Ягафаров И.З. находится в состоянии опьянения, был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако 8 февраля 2023 года в 2 часа 03 минуты у дома N 160/9 по ул.Менделеева г.Уфы Республики Башкортостан в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное требование инспектора ДПС ГИБДД, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями в подтверждение, что Ягафаровым И.З. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в качестве доказательств: протоколы от 8 февраля 2023 года: об административном правонарушении (л.д.3); об отстранении от управления транспортным средством (л.д.4); о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.7); о задержании транспортного средства (л.д.8); акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 8 февраля 2023 года с приложенным бумажным носителем (л.д.5, 6); рапорт должностного лица (л.д.9); письменные объяснения понятых (л.д.10); видеозапись (л.д.29); показания допрошенного в качестве свидетеля инспектора ДПС ФИО4, данные при рассмотрении настоящего дела мировым судьей и при рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление мирового судьи.
Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Ягафарова И.З. в совершении указанного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана объективная юридическая оценка.
Протоколы: об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержании транспортного средства составлены в соответствии с положениями статей 28.2, 27.12, 27.12.1, 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, каких-либо процессуальных нарушений при их составлении не установлено.
Содержание составленных в отношении Ягафарова И.З. процессуальных документов изложено в достаточной степени ясности, поводов, которые давали бы основания полагать, что Ягафаров И.З. не осознавал содержание и суть составленных в отношении него документов, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Вопреки доводам жалобы все процессуальные документы предъявлялись Ягафарову И.З. для ознакомления и подписания в заполненном виде, и подписаны им без каких-либо замечаний или возражений, что подтверждается видеозаписью, из содержания которой также следует, что для Ягафарова И.З. было очевидно совершение инспектором ДПС всех процессуальных действий в отношении него, как водителя с признаками опьянения, управлявшего транспортным средством, и последствия отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в виде привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были понятны.
Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации Ягафарову И.З. разъяснены, что объективно подтверждается его подписью в соответствующем разделе протоколом об административном правонарушении (л.д.3) и имеющейся в материалах дела видеозаписью.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Ягафарову И.З. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением понятых и применением видеозаписи.
Понятые и Ягафаров И.З. своими подписями удостоверили факт совершения в присутствии понятых и в присутствии Ягафарова И.З. процессуальных действий, их содержание и результаты.
Каких-либо замечаний по порядку применении мер обеспечения производства по делу от Ягафарова И.З. и понятых не поступило.
Ссылка заявителя на отсутствие понятых при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством является несостоятельной.
По смыслу статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение, при этом лицо считается отстраненным от управления автомобилем с момента составления соответствующего протокола.
Как следует из протокола об отстранении Ягафарова И.З. от управления транспортным средством и видеозаписи, данное процессуальное действие, вопреки доводу жалобы, совершено инспектором ДПС в присутствии понятых, удостоверивших объективность и достоверность содержания протокола своими подписями.
То обстоятельство, что понятые не видели момента остановки сотрудниками ДПС ГИБДД транспортного средства под управлением Ягафарова И.З, не свидетельствует об их отсутствии при отстранении его от управления автомобилем, так как в соответствии со статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятые привлекаются для удостоверения факта осуществления в их присутствии соответствующих процессуальных действий, их содержания и результатов, а не факта управления транспортным средством.
Представленная в материалы дела видеозапись оценена нижестоящими судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьями 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признана в качестве допустимого доказательства по делу, оснований не согласиться с такой юридической оценкой не усматривается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, управлявший транспортным средством с признаками опьянения и отказавшийся от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела и видеозаписи Ягафаровым И.З. факт управления транспортным средством не оспаривался.
Ссылка в жалобе на то, что инспектором ДПС не разъяснялся порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и не предъявлялись свидетельство о поверке технического средства измерения, целостность государственного клейма алкотектора, не свидетельствует о существенном нарушении порядка проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, влекущем отмену судебных актов, поскольку при данном освидетельствовании состояние алкогольного опьянения у Ягафарова И.З. не установлено, а состав вмененного административного правонарушения выражается в отказе от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что зафиксировано в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и на видеозаписи.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и объективную сторону данного состава правонарушения образует невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, независимо от наличия или отсутствия состояния опьянения.
Действующее законодательство предоставляет сотруднику ДПС ГИБДД право визуально определять наличие у водителей транспортных средств признаков опьянения и в целях проверки указанных выше подозрений сотрудника ДПС ГИБДД для последующего их подтверждения либо опровержения лицу, управляющему транспортным средством, в любом случае необходимо по предложению должностного лица изначально пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, а затем в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 10 Правил, водитель транспортного средства подлежит направлению на медицинское освидетельствование.
Не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов довод жалобы о том, что предыдущими судебными инстанциями нарушены правила оценки доказательств, поскольку данный довод опровергается содержанием постановления мирового судьи, вынесенного при рассмотрении дела об административном правонарушении, и содержанием решения судьи районного суда, вынесенного при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, в которых, исходя из положений статьи 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяемых во взаимосвязи, отражены результаты оценки доказательств и приведены мотивы, по которым приняты одни доказательства и отвергнуты другие, а также приведены основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Доводы настоящей жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и юридической оценки нижестоящих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной юридической оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных недостатков в нем не имеется.
Жалоба на постановление мирового судьи рассмотрена судьей районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 8 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ягафарова Ильгама Зуфаровича, оставить без изменения, а жалобу Ягафарова Ильгама Зуфаровича оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.