Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Чемерисова О.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника полиции ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики ФИО8 на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Козловского районного суда Чувашской республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО9,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Козловского районного суда Чувашской республики от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО10 (далее - ФИО11.).
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции заместитель начальника полиции ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики ФИО12 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Основанием для возбуждения дела в отношении ФИО13 послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, составленном уполномоченным должностным лицом о том, что ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" около дома "адрес" ФИО14. находился в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, имел неопрятный внешний вид, невнятную речь, резкий запах алкоголя изо рта.
Прекращая производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что для квалификации действий ФИО15. по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо установление факта его нахождения в состоянии опьянения, с помощью медицинского освидетельствования, которое является обязательным для данной категории дел, при этом материалы дела не содержат доказательств установления состояния опьянения.
С данными выводами согласился и судья районного суда.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 27.12.1, предусматривающей направление лиц, совершивших административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Отнесение законодателем медицинского освидетельствования на состояние опьянения к одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обуславливается установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственностью за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения.
Таким образом, поскольку в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, за исключением управляющих транспортным средством, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, установлен порядок именно медицинского освидетельствования, то по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательством состояния опьянения лица является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Учитывая изложенное, полагаю, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Фундаментальных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при прекращении производства по делу об административном.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Поскольку к настоящему времени срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, возможность правовой оценки выводов судей нижестоящих инстанций исключена, кроме прочего это повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N Козловского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Козловского районного суда Чувашской республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.21 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО17, - оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника полиции ОМВД России по Козловскому району Чувашской Республики ФИО16 - без удовлетворения.
Судья О.В. Чемерисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.