Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Кириченко А.Д, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 9 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-10500/2022 по иску Нуриева Р.З. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя истца Тагирова Т.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Нуриев Р.З. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОПФР) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии по старости с 05 ноября 2016 года по настоящее время, производить ежемесячное начисление пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что Нуриев Р.З. имеет удостоверение перенесшего заболевание, связанного с радиационным воздействием на ЧАЭС, вторую группу инвалидности по заболеваниям, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС, а также удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году. Он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете и выплате пенсии по старости с 05 ноября 2016 года по настоящее время с продолжением ежемесячного начисления пенсии по старости в порядке, установленном ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ. Ответчиком в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду недостижения истцом необходимого возраста. Истец считает отказ незаконным. Общий его стаж составляет 25 лет 3 месяца 18 дней.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Согласно статье 30 Федерального закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1 настоящего Закона на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Таким образом, право на получение страховой пенсии по старости у него возникло 05 ноября 2016 года на дату достижения 50 лет. Помимо этого, возникшее право не препятствует продолжению получения им выплат, предусмотренных гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований Нуриева Р.З. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет и выплатить пенсию по старости, ежемесячно начислять пенсию по старости, отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2022 года указанные судебные постановления были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Вахитовского районного суда г. Казани от 9 ноября 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2023 года, исковые требования Нуриева Р.З. удовлетворены.
Суд признал решение Государственного учреждения "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан" от 5 октября 2021 года об отказе в назначении Нуриеву Р.З. досрочной страховой пенсии по старости незаконным. Возложил на ответчика обязанность назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости с 6 ноября 2016 года, произвести соответствующий перерасчет и выплатить задолженность.
В кассационной жалобе ответчик Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан просит отменить судебные акты по делу как незаконные и необоснованные, указывая на отсутствие оснований для выплаты досрочной страховой пенсии по старости и ее перерасчета.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Нуриев Р.З, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Ему установлена инвалидность 2 группы бессрочно, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
20 августа 2021 года Нуриев Р.З. в возрасте 54 лет, являясь получателем пенсии по инвалидности с 5 февраля 1997 года, обратился в ОПФР с заявлением о назначении ему, как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР от 5 октября 2021 года N Нуриеву Р.З. отказано в назначении второй пенсии как приравненному по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия необходимого для назначения возраста.
Не согласившись с решением ответчика, Нуриев Р.З. обратился в суд, указав, что, являясь получателем государственной пенсии по инвалидности, он имеет право на назначение страховой пенсии по старости по достижении 50 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд, с которым согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу о том, что истец в соответствии со статьями 28.1, 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости со снижением установленного возраста выхода на пенсию по старости по состоянию на 31 декабря 2018 года. Поскольку Нуриев Р.З. с 5 февраля 1997 года являлся получателем пенсии по инвалидности, ответчик имел обязанность самостоятельно назначить ему страховую пенсию по старости. Дата рождения Нуриева Р.З. 5 ноября 1966 года, в связи с чем страховая пенсия по старости по достижению им возраста 50 лет подлежала назначению с 6 ноября 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции и не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, в силу следующего.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящею Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами но ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения: граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5 статьи 15 настоящего Федерального закона), и страховая пенсия по старости.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшимв 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В силу статьи 28.1 указанного Закона гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу статьи 28.1 указанного закона (в редакции от 21 декабря 2013 года) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
С учетом изложенных положений законодательства суды пришли к верному выводу о наличии у истца права на получение досрочной страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста с момента достижения им возраста 50 лет (05 ноября 2016 года).
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии такого права на получение второй пенсии, в том числе со ссылкой на иную судебную практику, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Доводы жалобы о том, что истец не обращался ранее за назначением указанной пенсии, были предметом обоснованной правовой оценки как суда первой, так и апелляционной инстанции, с которой судебная коллегия соглашается и необходимости в ее повторном изложении не усматривает.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с оспариваемыми судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали оспариваемые выводы суда, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с установленными судом обстоятельствами дела, сами по себе не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в силу судебных постановлений, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты отвечают требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 ГПК РФ, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими, придя к соответствующим выводам.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены вышеуказанных судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 9 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи А.Д. Кириченко
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.