Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Кириченко А.Д, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тараненко И.П. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-10799/2022 по иску Тараненко И.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тараненко И.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда в РФ по Самарской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование требований указала, что она с 01.04.1988 года по настоящее время занимается осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в медицинских учреждениях, что подтверждается записями в трудовой книжке, уточняющими справками. Истец обратилась в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, так как считает, что ее медицинский стаж составляет более 30 лет. Решением Управление Пенсионного фонда в Автозаводском районе г..о. Тольятти N от 03.06.2022 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Отказ мотивирован отсутствием требуемого специального стажа. Не засчитаны в специальный стаж, в том числе, периоды работы с 03.05.1990 года по 31.03.1991 года в должности медсестры палатной гематологического отделения в ТМО N 1 ВАЗа; с 01.04.1991 года по 02.04.1995 года в должности медсестры палатной гематологического отделения в МО ВАЗа, так как данные наименования учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395; с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г..Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г..Тольятти Самарской области, так как данные наименования учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395; отпуск без сохранения заработной платы с 10.12.2002 года по 03.01.2003 года, с 20.11.2013 года по 22.11.2013 года, с 05.05.2015 года по 08.05.2015 года на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516; отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет, 3 лет: с 16.02.2000 года по 09.12.2002 года (ребенок 09.12.1999 года рождения) на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Таким образом, на дату обращения специальный медицинский стаж истца, по мнению ответчика, составляет 16 лет 09 месяцев 05 дней. С данным решением истец не согласна. Истец считает, что спорные периоды, можно засчитать в соответствии с п. 1 и п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просил суд включить период работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, с 03.05.1990 года по 31.03.1991 года в должности медсестры палатной гематологического отделения в ТМО N 1 ВАЗа; с 01.04.1991 года по 02.04.1995 года в должности медсестры палатной гематологического отделения в МО ВАЗа, с 16.02.2000 года по 09.06.2001 года - отпуск по уходу за ребенком, с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области. Определить специальный медицинский стаж 33 года 3 месяца 2 дня на дату подачи заявления. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.03.2022 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 17 00 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 мая 2023 года, постановлено:
"Исковые требования Тараненко И.П. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности - удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области включить Тараненко И.П. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с 03.05.1990 года по 31.03.1991 года в должности медсестры палатной гематологического отделения в ТМО N 1 ВАЗа и период работ с 01.04.1991 года по 02.04.1995 года в должности медсестры палатной гематологического отделения в МО ВАЗа.
Взыскать с ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в пользу Тараненко И.П. расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, а всего 2300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Тараненко И.П. - отказать."
В кассационной жалобе истец Тараненко И.П. просит отменить судебные акты по делу в части отказа в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж истца периодов с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, а также возложения обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 04.03.2022 года.
В жалобе истец полагает, что указанные периоды подлежат включению в стаж истца как периоды осуществления деятельности по охране здоровья населения в связи с работой в составе военно-врачебной комиссии военного комиссариата, являющегося особым учреждением здравоохранения.
Ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании истец, представитель ответчика не присутствовали, извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в части отказа судами во включении в стаж истца периодов работы с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, а также возложения обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 04.03.2022 года, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункт "н" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.04.1988 года Тараненко И.П. занимается осуществлением лечебной деятельности.
04.03.2022 года истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением N 108510/22 от 03.06.2022 года в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 и части 1.1. статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа. На дату обращения специальный медицинский стаж истца составляет 16 лет 09 месяцев 05 дней.
Из указанного решения следует, что, в том числе, не засчитаны в специальный стаж периоды работы с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, так как данные наименования учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395.
Из трудового договора N 59, заключенного между отделом военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти в лице ВрИД начальника отдела военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти и Тараненко И.П, следует, что истец принята на работу в отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту.
Разрешая заявленные требования в части включения в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы истца с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части, поскольку пришел к выводу о том, что ни военный комиссариат, ни военно-врачебная комиссия не указаны в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N781.
Установив, что на момент обращения истца в пенсионный орган 04.03.2022 необходимого стажа работы в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется, суд пришел к выводу об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в обжалуемой части согласился с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Настаивая на отмене состоявшихся судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, истец ссылается на то, что военно-врачебные комиссии относятся к учреждениям здравоохранения особого типа в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 07 октября 2005 года N627 "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".
Вместе с тем вышеуказанные доводы заявителя не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Досрочная трудовая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
Как уже указывалось ранее, судами установлено, что в спорный период с 22.08.2003 года по 22.06.2009 года в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с 23.06.2009 года по 26.04.2012 года в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области осуществляла трудовую деятельность в составе военно-врачебной комиссии, находясь в трудовых отношениях с военным комиссариатом по г. Тольятти Самарской области.
При этом выводы судов о том, что ни военный комиссариат, ни военно-врачебная комиссия комиссариата не относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, основаны на правильном применении положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, спорные периоды работы в военном комиссариате и назначить досрочную страховую пенсию по старости не имелось.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в оспариваемых судебных постановлениях, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебных решений, в связи с чем не могут служить основанием к отмене состоявшихся судебных актов. Иная точка зрения истца на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 мая 2023 года- оставить без изменения, кассационную жалобу Тараненко И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи А.Д. Кириченко
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.