Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 июня 2023 г. по административному делу N 2а-218/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа "город Дагестанские Огни" и муниципальному казенному учреждению "управление архитектуры и градостроительства" городского округа "город Дагестанские огни" о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 Р.Ж. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа "город Дагестанские Огни" (далее также - администрация) и муниципальному казенному учреждению "управление архитектуры и градостроительства" городского округа "город Дагестанские огни" (далее также - МКУ УАиГ ГО "город Дагестанские огни", учреждение) о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования под строительство коммерческого объекта, расположенный по адресу: "адрес" " "адрес" на его обращение 10 февраля 2023 г. N 031 в выдаче разрешения на строительство учреждением отказано со ссылкой на отсутствие в проектной документации не предусмотрены условия безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330, считает отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку им произведены соответствующие согласования планируемого строительства с разными структурами, соблюдены требования градостроительного регламента для получения разрешения на строительство коммерческого объекта, проектная документация разработана в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства, разрешенный вид использования позволяет строительство коммерческого объекта.
Решением городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 28 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 июня 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 25 сентября 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 октября 2023 г, ФИО6 просит отменить судебные акты ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласно части 4 которой разрешение на строительство, являющееся документом подтверждающим соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением указанных в настоящей статье документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Проектная документация, подаваемая с целью получения разрешения на строительство, должна содержать в том числе схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия (подпункт "б" пункта 3 части 7 статьи 51).
В соответствии с пунктом 2 части 11.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в ходе рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит в числе прочего проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство.
Основания отказа в выдаче разрешения на строительство указаны в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено из материалов дела следует, что ФИО7. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под строительство коммерческого объекта, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"
ФИО8 обратился в МКУ УАиГ ГО "город Дагестанские Огни" с заявлением о выдаче разрешения на строительство коммерческого объекта на указанном земельном участке.
На обращение ФИО1 письмом МКУ УАиГ ГО "город Дагестанские Огни" от 10 февраля 2023 г. N 031 в выдаче разрешения на строительство отказано со ссылкой на несоответствие проектной документации требованиям Свода правил "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 904/пр).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм, регулирующих данные правоотношения, в том числе Свода правил "СП "данные изъяты". Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", в пункте 4.3 которого закреплено, что проектные решения должны обеспечивать для маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования: доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания; безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда; условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара; условия для своевременного получения полноценной и качественной информации, необходимой для движения к месту целевого посещения и при оказании услуги, установив, что представленная административным истцом проектная документация не содержит указанные сведения, пришел к выводу о том, что выявленные нарушения в представленных заявителями документах указывают на то, что проектная документация не соответствует действующему законодательству, в связи с чем оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Изложенные кассационной жалобе доводы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности этих выводов об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.