Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губашиева Ж.В. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2023 г.
по административному делу по административному иску Губашиева Ж.В. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Министерству просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губашиев Ж.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Министерству просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать механизм предоставления мер социальной поддержки по бесплатному обеспечению многодетных семей школьной формой и спортивной формой, обеспечить механизм их реализации, принять нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления указанных мер социальной поддержки.
В обоснование требований указано, что Губашиев Ж.В. с 2016 г. предпринимал меры для реализации права, возникающего у многодетных семей в силу Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N431-УП "О мерах социальной поддержки многодетных семей", однако они не увенчались успехом, ввиду отсутствия нормативных правовых и иных актов органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики регулирующих механизм реализации соответствующих льгот.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2023 г. в удовлетворении требований Губашиева Ж.В. отказано.
В кассационной жалобе Губашиева Ж.В, поданной 31 августа 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 сентября 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Губашиев Ж.В. является отцом троих несовершеннолетних детей.
В силу подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимо установить для многодетных семей:
скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
Также пунктом 3 этого же Указа Президента Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Такой порядок не разработан до настоящего времени. Финансирование Кабардино-Балкарской Республики из федерального бюджета на указанные цели не осуществлялось и не предусмотрено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", исходил из отсутствия правовых оснований для признания бездействия административных ответчиков незаконным, поскольку требования административного истца об обязании административного ответчика разработать механизм предоставления мер социальной поддержки для многодетных семей по сути направлены на понуждение государственного органа осуществить нормативное правовое регулирование, что расценивается как ограничение права государственного органа на самостоятельное решение вопросов федерального значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что органы законодательной и исполнительной власти самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного нормативного правового акта, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты. Исходя из данного конституционного принципа разделения властей вопрос о принятии нормативных правовых актов, внесении в них изменений и дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, и суды не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению правового регулирования.
Судебная коллегия полагает выводы судов соответствующими нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в частях 1 и 5 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 1 и пункту 12 части 2 статьи 8 названного Федерального закона законодательный орган субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации; вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации регулируются законом субъекта Российской Федерации.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. N23-РЗ "Об образовании" установлено бесплатное обеспечение детской одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной организации.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Указанные нормы материального и процессуального права правильно применены судами первой и апелляционной инстанции, незаконного бездействия, нарушения интересов, прав и свобод административного истца со стороны административных ответчиков не допущено.
Из приведенных норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета. В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета федеральному законодательству не противоречит и прав граждан не нарушает. При этом компетенция судебных органов не направлена на подмену полномочий иных органов государственной власти, в том числе представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, что следует из задач административного судопроизводства и его принципов.
Ссылка заявителя на ответ начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2023 г. не свидетельствует об ошибочности выводов судов первой и апелляционной инстанций, напротив, указывает на иной механизм реализации права заявителя путем обращения к субъекту законодательной инициативы, понуждение которого в судебном порядке признано недопустимым.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Губашиева Ж.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.