Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Гареевой Д.Р, Росиной Е.А, рассмотрела гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к СНТ "Золотой ренет", администрации города Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанности, по кассационной жалобе СНТ "Золотой ренет" на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 5 апреля 2023 года и на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, выслушав прокурора третьего отдела (апелляционно-кассационного) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к СНТ "Золотой ренет", администрации г. Ставрополя о признании незаконным бездействие СНТ "Золотой ренет", выразившееся в непринятии в период с 15 июня 2022 года по настоящее время мер по созданию на территории СНТ "Золотой ренет" мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества.
Также просил возложить на СНТ "Золотой ренет" обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ "Золотой ренет" в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
- направить региональному оператору ООО "Эко-Сити" заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Просил возложить на администрацию г. Ставрополя обязанность в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать СНТ "Золотой ренет" создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для СНТ "Золотой ренет" место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах. В ходе проведенной проверки установлено, что СНТ "Золотой ренет" не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям Свода правил 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства", что нарушает требования законодательства.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 15 июля 2022 года иск удовлетворен частично.
Суд признал незаконным бездействие СНТ "Золотой ренет", выразившееся в непринятии в период с 15 июня 2022 года по настоящее время мер по созданию на территории СНТ "Золотой ренет" мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества. Возложил на СНТ "Золотой ренет" обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: подать в администрацию г. Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ "Золотой ренет" в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО "Эко-Сити" заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В удовлетворении иска в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 5 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТ "Золотой ренет" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования к СНТ "Золотой ренет", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, исходил из того, что СНТ "Золотой Ренет" не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления КТО, не направлены заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории СНТ, с региональным оператором не заключен.
Отказывая в удовлетворении требований к администрации г.Ставрополя, суд исходил из непредставления доказательств нарушения каких-либо возложенных на нее законом обязанностей, не исполнения полномочий.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции с выводами и правовым обоснованием суда первой инстанции согласился.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории СНТ "Золотой Ренет" отсутствуют места (площадки) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.
При этом в своих возражениях ответчик указывал, что на этапе досудебного урегулирования спора ответчиком до истца были доведены обстоятельства, не зависящие от ответчика, не позволяющие выполнить возложенные на него обязанности по оборудованию на территории общего назначения СНТ контейнерной площадки, ввиду отсутствия к данной территории подъездной автомобильной дороги, наличие которой регламентировано п. 5.2 СП 53.13330.2019. Ответчику предлагается транспортировать ТКО с территории СНТ самостоятельно по адресу, расположенному на расстоянии 5 км от границы СНТ, что противоречит п.5.10 Свода правил 53.13330.2019, в соответствии с которым, контейнерные площадки размещаются на расстоянии не более 500 м. от границ участков.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права, являются преждевременными без проверки доводов ответчика о невозможности размещения площадки для размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В силу пункта 6 части 7 статьи 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания данных норм Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из приведенных норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
По смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходом самим садовым товариществом.
С учетом приведенных правовых норм в рамках настоящего гражданского дела суду надлежало проверить доводы ответчика об отсутствии возможности с соблюдением требований санитарных правил организовать площадку для твердых коммунальных отходов в пределах границ садоводческого некоммерческого товарищества.
Как следует из материалов дела, предметом исковых требований являлось установление технической возможности организации площадки сбора твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка товарищества.
В силу части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1, 2 статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.
В настоящем случае выяснение технической возможности организации площадки сбора твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка садового товарищества для правильного разрешения спора и достижения иных целей гражданского судопроизводства, определенных статьей 2 ГПК РФ, без использования специальных знаний было невозможно.
Следовательно, по данному делу заключение эксперта относится к необходимым средствам доказывания.
Однако судами, в нарушение приведенных требований закона вопрос о необходимости назначения по делу землеустроительной экспертизы на обсуждение сторон не ставился, тем самым юридически значимые обстоятельства по делу не установлены.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законным и обоснованным, они приняты с нарушением норм процессуального права, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для его отмены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 15 августа 2023 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Гареева Д.Р.
Росина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.