Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюзиной Е.В. к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о признании незаконными бездействия, включить объект в перечень изымаемого имущества, обязании направить соглашение, установить денежную компенсацию, взыскании компенсации, расходов за проведение экспертизы
по кассационной жалобе Зюзиной Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, выслушав объяснения представителя Зюзиной Е.В. - Гранковой М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зюзина Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выраженное в не издании распоряжения об изъятии путем выкупа для государственных нужд Московской области объект недвижимого имущества здание (лыжной базы) с кадастровым номером N по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; обязать ответчика включить объект недвижимого имущества здание (лыжной базы) в перечень изымаемого имущества, признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в не направлении Зюзиной Е.В. соглашения об изъятии недвижимого имущества; обязать ответчика направить истцу соглашение об изъятии недвижимого имущества здание (лыжной базы), площадь изымаемая - 67 кв.м; 4 592 кв.м, 104 кв.м, установить сумму денежной компенсации за изымаемое имущество Зюзиной Е.В. "данные изъяты" руб, взыскать денежную компенсацию за изымаемое имущество "данные изъяты" руб, убытки в связи с изъятием, "данные изъяты" руб, а всего "данные изъяты" руб.
Иск обоснован тем, что в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" решением градостроительного совета Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N принято об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.
Согласно перечню объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Московской области, изымается принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства бизнес-центра и лыжной базы. Площадь изымаемая 67 кв.м, 4 592 кв.м, 104 кв.м. На изымаемых частях земельного участка расположен объект недвижимого имущества - здание (лыжной базы) с кадастровым номером N, не вошедшее в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, что нарушает права и законные интересы собственника изымаемого имущества и уменьшает выкупную стоимость объекта. 12 сентября 2022 г. истец направила в адрес ответчика письмо, в котором просила дополнить к перечню изымаемого имущества к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области": здание (лыжной базы). До настоящего времени здание (лыжная база) не включено в перечень изымаемого имущества.
Решением Подольского городского суда Московской области от 11 января 2023 г. заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московской области от 10 мая 2023 г. решение Подольского городского суда Московской области от 11 января 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как вынесенного с нарушением требований закона.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела и обжалуемого судебного постановления следует, что в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" решением Градостроительного совета Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N принято об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.
В соответствии с пунктом 2.3 Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" на отдел земельных отношений и подготовки территории Управления земельно-имущественных отношений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, возложено организовать работу по заключению с собственниками изымаемых объектов недвижимого имущества соглашение об изъятии недвижимого имущества путем выкупа по цене, основанной на результатах оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества, представленной Министерством имущественных отношений Московской области.
Зюзина Е.В. является собственником изымаемых объектов недвижимого имущества, а именно земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства бизнес-центра и лыжной базы.
Согласно перечню объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Московской области, изымается земельный участок с кадастровым номером N. Площадь изымаемая 67 кв.м, 4 592 кв.м, 104 кв.м.
На изымаемых частях земельного участка расположен объект недвижимого имущества - здание (лыжной базы) с кадастровым номером N по адресу: "адрес", назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 191, 9 кв.м, инв. N, лит. Д, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N, не вошедшее в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, приложение N к Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", в связи с чем истец обратилась в суд с указанными требованиями.
12 сентября 2022 г. истец направила в адрес ответчика письмо, в котором просила дополнить к перечню изымаемого имущества к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области": здание (лыжной базы), однако в перечень изымаемого имущества оно не было включено.
Из пояснений представителя истца следует, что проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Московской области с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости Зюзина Е.В. не получала.
03 октября 2022 г. электронной почтой, без приложения проекта соглашения, истцом получен отчет N об оценке рыночной стоимости частей земельного участка площадью 67 кв.м, 4 592 кв.м, 104 кв.м, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 16 888 кв.м, подлежащие изъятию для государственных нужд Московской области, для установления размера возмещения с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества.
Определением суда первой инстанции от 7 декабря 2022 г. по делу назначена судебная оценочная и землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО " "данные изъяты"".
Экспертным путем определена стоимость трех частей земельного участка площадью 67 кв.м, 4 592 кв.м, 104 кв.м, по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по состоянию на 21 декабря 2022 г, которая составила "данные изъяты" руб. Стоимость здания (лыжная база) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты" руб. Стоимость убытков, причиненных истице, в связи с изъятием указанного имущества, по состоянию на 21 декабря 2022 г, составила "данные изъяты" руб.
Экспертом определены координаты нахождения здания лыжной базы на изымаемых частях земельного участка, установлено, что здание полностью расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 4 592 кв.м (изымаемая часть 2 площадью 4 592 кв.м из исходного участка с кадастровым номером N общей площадью 16 888 кв.м).
Руководствуясь положениями статей 15, 279, 281, 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Зюзиной Е.В. в полном объеме, установив сумму денежной компенсации за изымаемое имущество Зюзиной Е.В. "данные изъяты" руб. и взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за изымаемое имущество "данные изъяты" руб, убытки в связи с изъятием, "данные изъяты" руб.
Отменяя решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в действиях ответчика отсутствуют признаки бездействия, поскольку действующим законодательством не установлены сроки направления в адрес собственников земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию, проекта соглашения, поэтому пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 г, указано, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принятие судом решения о понуждении к заключению такого соглашения законом не предусмотрено.
Согласно положениям статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о выкупе земельного участка может обратиться только орган, принявший решение об изъятии земельного участка, при условии недостижения соглашения о выкупе с собственником этого земельного участка.
С учетом вышеприведенных норм права предметом судебного разбирательства могло бы быть принудительное изъятие объекта недвижимости у истца по требованию лиц, указанных в пункте 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, который согласно пункту 3 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации составляет три года с момента его принятия.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Распоряжение N-р Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" принято 08 июля 2022 г, следовательно, с чем соглашается суд кассационной инстанции, оснований для признания незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области не имеется, поскольку действующим законодательством не установлены сроки направления в адрес собственников земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию, проекта соглашения.
Доводы кассационной жалобы о незаконности судебного постановления не могут являться основанием для отмены в кассационном порядке оспариваемого судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зюзиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.