Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Менчикова С.В. к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области, Федеральному агентству лесного хозяйства "Рослесхоз", МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об установлении границ образуемого земельного участка, признании права собственности на образуемый земельный участок, внесении изменений в описание местоположения границ земельного участка и по иску Управления лесами Брянской области к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области, Менчикову С.В. о признании незаконным постановления администрации Жуковского района от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Жуковского районного суда Брянской области от 1 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, судебная коллегия
установила:
Менчиков С.В. обратился в суд с иском к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области, Федеральному агентству лесного хозяйства "Рослесхоз", МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях и с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд установить границы, образуемого земельного участка по адресу: "адрес" соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям о характерных точках границ образуемого земельного участка указанных в таблице, признать за ним право собственности на образуемый земельный участок, внести изменения в описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с заключением экспертов N ООО " "данные изъяты"" путем исключения из его границ, границ образуемого земельного участка по адресу: "адрес", устранив область пересечения, путем исключения точек с указанием в исковом заявлении их координат.
Иск обоснован тем, что администрацией Жуковского района Брянской области истцу для индивидуального жилищного строительства в 1997 г, на правах долгосрочной аренды предоставлен земельный участок в "адрес" кадастровым номером N, на котором он построил жилой дом. С целью постановки данного земельного участка на кадастровый учет и решения вопроса о выкупе его в собственность кадастровым инженером ФИО5 был изготовлен межевой план. При проведении землеустроительных работ была обнаружена реестровая ошибка, а именно, границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка лесного фонда. Администрация Жуковского района и он обращались в Управление лесами Брянской области по вопросу согласования схемы расположения данного земельного участка, однако в этом им было отказано, поскольку формируемый земельный участок пересекает границы (земельных) лесных участков. Истец полагает, что имеет место спор о праве, разрешение которого возможно только в судебном порядке.
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 1 июля 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Суд установилграницы, образуемого земельного участка по адресу: "адрес" соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям о характерных точках границ образуемого земельного участка.
Признал за Менчиковым С.В. право собственности на образуемый земельный участок по адресу: "адрес".
Внес изменения в описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с заключением экспертов N ООО " "данные изъяты"" путем исключения из его границ, границ образуемого земельного участка по адресу: "адрес", устранив область пересечения, путем исключения точек по приведенным в решении координатам. Добавил точку с описанными координатами.
Исковые требования Управления лесами Брянской области к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области, Менчикову С.В. о признании незаконным постановления администрации Жуковского района от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении схемы расположения земельного участка" и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, - удовлетворил, признав его незаконным.
Определением Жуковского районного суда Брянской области от 6 апреля 2023 г. исправлена описка в решение этого же суда от 1 июля 2022 г. в указании кадастрового номера земельного участка, правильно читать N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 апреля 2023 г. решение Жуковского районного суда Брянской области от 1 июля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований норм процессуального права, мотивируя тем, что МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Мечникова С.В. о признании права собственности на образуемый земельный участок и установлении его границ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российской Федерации принадлежит исключительное право управления и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 5.3 Положения об Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В пункте 4 данного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.
На территории Брянской области полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности (Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. N 471 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").
Из пункта 4 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях следует, что МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях как территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества не только федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, но и иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно данному Положению принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.1.17), принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар (пункт 4.1.18).
Таким образом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях является титульным собственником спорного лесного участка.
Кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства, которое, как указано в кассационной жалобе, наделено полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, также привлечено судом к участию в рассмотрении данного спора в качестве соответчика.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Спор разрешен судом исходя из установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также с учетом закона, который подлежит применению по данному делу.
Всем собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Жуковского районного суда Брянской области от 1 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.