Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Шугаиповой Галии Романовны, действующей на основании ордера в интересах Ющенко Даниила, на вступившие в законную силу постановление судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 апреля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 03 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ющенко Даниила,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 апреля 2023 года (N 5-192/2023), оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 03 мая 2023 года (N 12-179/2023), Ющенко Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного административного выдворения за пределы РФ, с помещением последнего в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по Челябинской области до выдворения.
По сведениям Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по Челябинской области гражданин "данные изъяты" "данные изъяты" Ющенко Д. на момент рассмотрения настоящей жалобы был выдворен за пределы Российской Федерации.
В жалобе защитник просит об отмене вынесенных по делу судебных актов.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, поступившего в кассационный суд 27 сентября 2023 года, и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из общих правил пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364) приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р "О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение" утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение.
При этом положениями пункта 2 данного распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в перечень, утвержденный пунктом 1 настоящего распоряжения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 18 апреля 2023 года в 10-00 по адресу: г. Златоуст Челябинской области, пр. Гагарина, 1 линия, д. 23, был выявлен гражданин "данные изъяты" "данные изъяты" Ющенко Д, который прибыл на территорию Российской Федерации 27 февраля 2023 года, при этом ранее пребывал на территории РФ с 12 марта 2021 года по 12 февраля 2023 года, превысив 90 суток (с учетом положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 N 364, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 1253-р), то есть с 18 августа 2023 года в нарушение положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонялся от выезда за пределы Российской Федерации после истечения законного срока пребывания. Совершенные Ющенко Д. действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения Ющенко Д. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судьями обоснованно установлено наличие в действиях Ющенко Д. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. Оснований для переквалификации его действий на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется, поскольку Ющенко Д. допущено нарушение установленного законом режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в то время как объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ образует противоправное деяние (действие или бездействие), выразившееся в нарушении правил въезда в Российскую Федерацию; правил пребывания (проживания) в Российской Федерации, т.е. въезд в Российскую Федерацию в нарушение правил миграционного учета, передвижения или выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации; обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, когда это установлено федеральным законом.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, с 18 августа 2022 года Ющенко Д. нарушает режим пребывания в Российской Федерации, поскольку уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
Таким образом, совершенное Ющенко Д. деяние, а именно: нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения сводятся к переоценке установленных в ходе судебного рассмотрения дела доказательств и не опровергают наличие в действиях Ющенко Д. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Обстоятельства уклонения Ющенко Д. от выезда из Российской Федерации с 18 августа 2022 года установлены и сомнений не вызывают. Допущенное Ющенко Д. нарушение закона образует состав административного правонарушения и влечет наступление административной ответственности.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Ющенко Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Ющенко Д. в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны необходимые сведения. При составлении протокола Ющенко Д. указал, что русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей городского суда требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Ющенко Д. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает право на уважение личной и семейной жизни, не соответствует необходимому балансу частных и публичных интересов, повлечь отмену или изменение постановления не могут.
Защищаемое право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Предоставленное иностранным гражданам право не препятствуют государству контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в том числе при соблюдении ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, при назначении Ющенко Д. административного наказания судьей городского суда требования статьи 4.1 КоАП РФ были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, включая его семейное положение, имущественное положение (отсутствие недвижимого имущества, работы). Из установленных обстоятельств судьей сделан обоснованный вывод об отсутствии у Ющенко Д. устойчивых социальных и экономических связей в Российской Федерации, в связи с чем оснований для освобождения Ющенко Д. от дополнительного наказания в виде административного выдворения судья не усмотрел.
Вопреки доводам жалобы в настоящем случае имеющиеся доказательства не свидетельствуют о необоснованном и несоразмерном вмешательстве в личные и семейные правоотношения. Приведенные в жалобе (но ничем объективно не подтвержденные) доводы о получении его матерью вида на жительство 21 апреля 2023 года, о его намерении зарегистрировать брак с гражданкой Российской Федерации, не указывают на наличие сложившихся на территории Российской Федерации устойчивых семейных и социальных связей, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является безусловным основанием невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы. Указанные доводы жалобы не свидетельствуют о необоснованности наказания в виде административного выдворения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения судебных актов в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не усматривается. В настоящем случае, учитывая представленные доказательства, касающиеся характера правонарушения, личности лица, привлекаемого к ответственности, иных обстоятельств, мера административного воздействия без назначения наказания в виде выдворения Ющенко Д. за пределы Российской Федерации не может способствовать выполнению задач законодательства об административных правонарушениях и достижению цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
При пересмотре дела по жалобе судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 апреля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 03 мая 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ющенко Даниила оставить без изменения, жалобу защитника Ющенко Даниила - Шугаиповой Г.Р. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.