Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Пуртовой Анны Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Лысьвенского судебного района Пермского края от 04 июля 2023 года, решение судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 27 июля 2023 года, вынесенные в отношении Пуртовой Анны Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Лысьвенского судебного района Пермского края от 04 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 27 июля 2023 года, Пуртова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты Пуртова А.А. просит их отменить.
22 сентября 2023 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно п.46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполненных работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральным законом (ч.2).
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дано понятие медицинской услуги - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), приложением к которому является Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В указанный Перечень среди прочего включены работы по косметологии.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Косметология", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381 н, медицинская помощь по профилю "Косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
Указанным Порядком предусмотрен перечень соответствующих мероприятий.
Согласно п. 3 Порядка оказания помощи N 381н профиль "Косметология" включает в себя: диагностику врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний; коррекцию вышеуказанных нарушений; информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.
Конкретные виды косметологических услуг перечислены в п. п. 5 - 7 Положения об организации деятельности косметологического кабинета (приложение 1 к Порядку оказания помощи N 381н), а также в приложениях N 4, 10, 13, 16 указанного Порядка. К ним, в частности, относятся: консультирование и обследование пациентов; неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный); инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов).
С учетом названных норм закона медицинская деятельность (в т.ч. оказание косметологических услуг) подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что 07 апреля 2023 года около 18 часов 00 минут в г. Лысьва, ул. Кузьмина, 15а, Пуртова А.А. осуществляла предпринимательскую деятельность, извлекая прибыль, а именно, оказывала услуги по коррекции губ медицинским способом с помощью инъекции, не имея лицензии на данную деятельность.
По данному факту в отношении Пуртовой А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Пуртовой А.А. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения вмененного Пуртовой А.А. административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние Пуртовой А.А. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Пуртовой А.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьёй 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Доводы жалобы Пуртовой А.А. об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку осуществление Пуртовой А.А. предпринимательской деятельности не доказано, прибыль от процедуры по коррекции губ не получала, не установлено, на какие препараты и от чего у "данные изъяты" "данные изъяты". возникла аллергическая реакция, не могут быть признаны обоснованными, проверялись судьями, отвергнуты с приведением в судебных постановлениях надлежащих мотивов.
Обстоятельства вменяемого Пуртовой А.А. административного правонарушения, нашедшие отражение в материалах дела, убедительно доказывают факт осуществления ей предпринимательской деятельности. В материалы дела представлен рапорт о поступившем сообщении в дежурную часть от 07 апреля 2023 года от "данные изъяты" "данные изъяты", согласно которому 07 апреля 2023 года по адресу: ул. Кузьмина, 15а на 2-м этаже оказали некачественные косметологические услуги; заявление "данные изъяты" "данные изъяты". в отдел полиции от 11 апреля 2023 года; письменные показания "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты".; выписка из истории болезни "данные изъяты" "данные изъяты".; скриншоты из социальной сети "ВКонтакте" с указанием перечня видов косметологических услуг, осуществляемых Пуртовой А.А.; фотоматериал; скриншот переписки в социальной сети "ВКонтакте"; иные материалами дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 названного Кодекса, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли (в данном случае от проведенной процедуры) не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 названного Кодекса, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Отсутствие у Пуртовой А.А. разрешения на осуществляемую ей деятельность установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Жалоба не содержит обоснованных и подтвержденных материалами дела доводов, опровергающих выводы нижестоящих судебных инстанций о допущенном Пуртовой А.А. правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Лысьвенского судебного района Пермского края от 04 июля 2023 года, решение судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 27 июля 2023 года, вынесенные в отношении Пуртовой Анны Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пуртовой Анны Александровны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.