Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев протест заместителя прокурора Пермского края Иванова А.В., жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю "данные изъяты" "данные изъяты". на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 июля 2023 года, решение судьи Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края Уголькова Андрея Викторовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио руководителя УФАС по Пермскому краю от 30 марта 2023 года N 059/04/7.32-160/2023 должностное лицо - руководитель краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (далее также - КГБУ "УАДиТ", Учреждение) Угольков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В Седьмой кассационный суд от должностного лица, вынесшего постановление - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю и заместителя прокурора Пермского края поступили жалоба и протест (соответственно), в которых ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Угольков А.В. уведомлен о подаче указанных жалобы и протеста.
Прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Мерзляковым А.А. представлен отзыв на жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю "данные изъяты" "данные изъяты", в котором он выражает согласие с доводами жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ к обязательным условиям, подлежащим включению в контракт, отнесены условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 данного Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Кроме того, Федеральным законом от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 112 Федерального закона N 44-ФЗ была дополнена частью 65.1, которая в редакции, действовавшей в значимый для настоящего дела период, допускала изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения; предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 данного Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Пермского края проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении строительства и реконструкции региональных автомобильных дорог, финансируемых за счет судсидий, инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности и бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, в 2021, 2022 г.г, в том числе в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные дороги" в КГБУ "УАДиТ", в том числе при исполнении договора от 11 декабря 2021 года N295-21-стр, заключенного между Учреждением и ООО "СК " "данные изъяты"" на строительство автомобильной дороги "Переход ул. Старцева-пр. Октябрят-ул. Целинной".
В ходе проверки установлено, что КГБУ "УАДиТ" в период с 29 сентября 2021 года по 23 ноября 2021 года провело открытый конкурс с указанным предметом закупки.
11 декабря 2021 год между КГБУ "УАДиТ" (Заказчик) и ООО "СК " "данные изъяты"" (Подрядчик) заключен договор N 295-21-стр на строительство автомобильной дороги "Переход ул. Старцева - пр. Октябрят - ул. Целинной".
В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного договора, Заказчик осуществляет не позднее 30 дней с момента предоставления Подрядчиком письменного запроса авансирование подрядчика в размере 12, 15% цены договора, что составляет 645 651 000, 00 руб, в пределах доведенных заказчику в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. При изменении лимитов финансирования допускается изменение размера аванса, в том числе при изменении лимитов финансирования, доведенных ранее заказчиком до подрядчика, но не более, чем в размере, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Подрядчик обязан использовать аванс только для поставок конструкций, материалов, оборудования, необходимых для исполнения условий договора. Расшифровка расходов с предоставлением планового перечня и даты поставки закупаемых материалов, конструкций и оборудования указывается в запросе на получение авансового платежа. Сумма выданного аванса засчитывается заказчиком при оплате работ, выполненных по договору.
11 октября 2022 года стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ заключили дополнительное соглашение N 10 к договору от 11 декабря 2021 года N 295-21-стр, которым предусмотрено авансирование подрядчика в размере 30 % от цены контракта, что составляет 1 592 639 523, 00 руб.
Кроме того, КГБУ "УАДиТ" в период с 08 ноября 2021 года по 01 декабря 2021 года провело открытый конкурс с предметом закупки - выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Крисанова от Ш. Космонавтов до ул. Пушкина.
13 декабря 2021 года между КГБУ "УАДиТ" и ООО " "данные изъяты"" заключен договор N 299-21-стр. на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Крисанова от Ш. Космонавтов до ул. Пушкина.
В соответствии с п. 3.3 договора, Заказчик осуществляет не позднее 30 дней с момента предоставления подрядчиком письменного запроса авансирование подрядчика в размере 11% цены договора, из них 8, 73% цены договора в 2021 году, что составляет 298 634 238, 38 руб, в размере 2, 27% цены договора в 2022 году, что составляет 77 651 743, 54 руб, в пределах, доведенных заказчику в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. При изменении лимитов финансирования допускается изменение размера аванса, в том числе при изменении лимитов финансирования, доведенных ранее заказчиком до подрядчика, но не более, чем в размере, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Подрядчик обязан использовать аванс только для поставок конструкций, материалов, оборудования, необходимых для исполнения условий договора. Расшифровка расходов с предоставлением планового перечня и даты поставки закупаемых материалов, конструкций и оборудования указывается в запросе на получение авансового платежа. Сумма выданного аванса засчитывается заказчиком при оплате работ, выполненных по договору.
10 октября 2022 года стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ заключили дополнительное соглашение N 4 к договору от 13 декабря 2021 года N 299-21-стр, которым предусмотрено авансирование подрядчика в 2022 году в размере 21, 27% цены договора, что составляет 727 600 257, 78 руб.
При проведении проверки прокуратура Пермского края усмотрела в действиях заказчика, выразившихся в изменении существенных условий договоров от 11 декабря 2021 года N295-21-стр, от 13 декабря 2021 года N299-21-стр на основании дополнительных соглашений, соответственно, от 11 октября 2022 года N10 и от 10 октября 2022 года N4 нарушение статей 34, 95, части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ.
Аналогичные нарушения прокуратура Пермского края усмотрела также при изменении существенных условий договора от 28 марта 2022 года N 57-22-стр, заключенного КГБУ "УАДиТ" с подрядчиком ООО "СКФ "АТМ" на выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Переход ул. Строителей - площадь Гайдара", участок от ул. Вишерской до примыкания к ул. Папанинцев. Часть 2. Автомобильная дорога, в части увеличения аванса до 30 % на основании дополнительного соглашения от 11 октября 2022 года N2.
Дополнительные соглашения от 11 октября 2022 года N10, от 10 октября 2022 года N4, от 11 октября 2022 года N2 подписаны исполняющим обязанности руководителя КГБУ "УАДиТ" Угольковым А.В.
С 03 ноября 2022 года Угольков А.В. приказом Министерства транспорта Пермского края от "данные изъяты" назначен на должность руководителя КГБУ "УАДиТ".
Факт внесения изменений в договоры от 11 декабря 2021 года N295-21-стр, от 13 декабря 2021 года N299-21-стр, от 28 марта 2022 года N 57-22-стр в отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, послужил основанием для возбуждения в отношении исполняющего обязанности руководителя КГБУ "УАДиТ" Уголькова А.В. дела об административном правонарушении по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.
Привлекая Уголькова А.В. к административной ответственности, должностное лицо административного органа исходило из того, что Угольковым А.В. не доказано наличие причинно-следственной связи между невозможностью исполнения договоров и возникновением независящих от сторон договоров обстоятельств, влекущих невозможность исполнения договоров. Угольков А.В. не принял всех необходимых мер, направленных на соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе статьей 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ, которой закреплен принцип профессионализма заказчика, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что дополнительные соглашения о внесении изменений в договоры от 11 декабря 2021 года N295-21-стр, от 13 декабря 2021 года N299-21-стр, от 28 марта 2022 года N 57-22-стр заключены в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации; вопрос о наличии причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контрактов и возникновением независящих от сторон обстоятельств, был разрешен фактически на совещании МРГ, по итогам которого соответствующие заявки с приведением конкретных условий, которые подлежат изменению в государственных контрактах, были согласованы; протокол заседания МРГ от 23 сентября 2022 года N76 положен в основу распоряжения Правительства Пермского края от 07 октября 2022 года N 366-рп, которое в установленном порядке не оспорено; исходя из положений статьи 26.1 КоАП РФ, установление действительного наличия независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, предметом рассмотрения в данном деле не является, соответствующие вопросы подлежат рассмотрению в порядке иного судопроизводства.
Решением судьи Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 июля 2023 года, оставлено без изменения.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Выводы судей нижестоящих инстанций не противоречат положениям ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ, из которых следует, что изменение существенных условий контракта о закупках для нужд субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Распоряжением Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 года N 96-рп "Об изменении существенных условий контрактов в 2022-2023 годах" предусмотрено по соглашению сторон изменение существенных условий государственных контрактов, заключенных до 01 января 2023 года, если при их исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доводы жалобы и протеста об отсутствии таких обстоятельств признаются несостоятельными.
Признание конкретных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта, не зависящими от его сторон носит оценочный характер. Соблюдение установленного порядка изменения условий контракта и наличие обстоятельств, не зависящих от сторон контракта и влекущих невозможность его исполнения, исключают административную ответственность руководителя заказчика, подписавшего дополнительное соглашение к контракту.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. Из положений части 2 статьи 30.17 КоАП РФ следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований полагать, что судьями районного и краевого судов при вынесении обжалуемых решений допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, не имеется.
В настоящее время срок давности привлечения Уголькова А.В. к административной ответственности истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо об отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица (на чем по существу настаивают должностное лицо и прокурор), в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении срока давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.
При отсутствии существенных нарушений требований КоАП РФ, при истекшем сроке давности привлечения к административной ответственности основания для отмены обжалуемых судебных актов, в соответствии с которым производство по делу прекращено, отсутствуют. Жалоба должностного лица и протест прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 19 июля 2023 года, решение судьи Пермского краевого суда от 17 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя краевого государственного бюджетного учреждения "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края Уголькова Андрея Викторовича, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Пермского края Иванова А.В. и жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю "данные изъяты" "данные изъяты". - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.