Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Идрисова Магомеда Исламовича на решение Чусовского городского суда Пермского края от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 03 мая 2023 года, вынесенные по административному делу N2а-409/2023 по административному исковому заявлению ФКУ ИК N 35 ГУФСИН России по Пермскому краю об установлении административного надзора в отношении Идрисова М.И.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Тепловой М.Н, полагавшей судебные постановления оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Идрисова М.И, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указано, что Идрисов М.И. совершил преступление, относящееся к категории тяжких при особо опасном рецидиве, приговором Шалинского городского суда Чеченской Республики от 26 сентября 2022 года Идрисов М.И, осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). В связи с тем, что Идрисов М.И. подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, как лицо, освобождаемое из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", исправительное учреждение просило установить административный надзор на срок до погашения судимости, с установлением административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23:00 до 06:00; запрета выезда без разрешения органов внутренних дел за пределы муниципального образования избранного места жительства; обязательной явки для регистрации в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 21 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 03 мая 2023 года, требования административного истца удовлетворены, в отношении Идрисова М.И. установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы Чеченской Республики.
В кассационной жалобе Идрисов М.И. просит отменить указанные судебные акты, указывая на незаконность определения Чусовского городского суда Пермского края об отказе в удовлетворении его ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении, о рассмотрении дела в отсутствие его защитника Хамзатхановой З.С, а также на то, что он и его защитник не были ознакомлены с материалами дела, копия административного искового заявления им не была вручена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, по приговору Шалинского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года Идрисов М.И. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В силу части 4 статьи 15 УК РФ преступление, совершенное Идрисовым М.И, отнесено к категории тяжких преступлений.
В приговоре имеется указание о совершении Идрисовым М.И. преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу приведенных правовых норм и с учетом установленных по административному делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Идрисова М.И, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, на срок 8 (восемь) лет.
Установленные в отношении Идрисова М.И. административные ограничения, не носят произвольного характера, соответствуют требованиям статьи 4 Закона об административном надзоре, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия с учетом данных о его личности, степени тяжести совершенного им преступления, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела об установлении административного надзора в Чусовском городском суде решался вопрос об условно-досрочном освобождении Идрисова М.И. правового значения по данному делу не имеет и на законность судебного решения не влияет.
Ходатайство Идрисова М.И. о приостановлении производства по делу до разрешения вопроса о его условно-досрочном освобождении судом рассмотрено, в соответствии с требованиями статей 190, 191 КАС РФ, в удовлетворении его отказано. Оснований не согласиться с ним и подвергать сомнению у судебной коллегии не имеется.
Рассмотрение судом первой инстанции дела в отсутствие представителя Идрисова М.И. - Хамзатхановой З.С, о незаконности решения не свидетельствует, указанные доводы были предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, с учетом сокращенных сроков рассмотрения дел данной категории, участия в судебном заседании адвоката по назначению для представления интересов Идрисова М.И, а также с учетом того, что Идрисов М.И. 23 февраля 2023 года подлежал освобождению. Право на защиту прав и законных интересов Идрисова М.И. в судебном заседании соблюдено, право на защиту Идрисова М.И. обеспечено путем участия адвоката Емельянова И.В. по назначению суда.
Согласно материалов настоящего административного дела, нарушений прав Идрисова М.И. судами не допущено, копия административного искового заявления получена им 25 января 2023 года, ходатайства об ознакомлении с материалами дела Идрисовым М.И. или его представителем не было заявлено, при этом адвокат по назначению Емельянов И.В. до рассмотрения дела по существу был ознакомлен с материалами дела.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют об ошибочности разрешения настоящего административного дела, в связи с чем, подлежат отклонению.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 03 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Идрисова Магомеда Исламовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.