Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Азархина Игоря Михайловича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 25 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу N 2а-3478/2023 по административному иску Азархина Игоря Михайловича о признании незаконным отказа Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области в оформлении и выдаче паспорта.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Азархин И.М. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) в оформлении и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации, выраженного в уведомлении от 08 ноября 2022 года N38/10-29678.
Требования мотивировал тем, что решение о временном ограничении его права на выезд из Российской Федерации в установленном порядке не принималось, уголовное преследование по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, на которое имеется ссылка в уведомлении от 08 ноября 2022 года, в отношении него не осуществляется.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 25 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 июля 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 13 сентября 2023 года кассационной жалобе Азархин И.М, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Как установлено при рассмотрении дела, 21 октября 2022 года Азархин И.М. посредством сервиса "Госуслуги" обратился в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами ее территории, содержащего электронный носитель информации.
08 ноября 2022 года ГУ МВД России по Челябинской области Азархину И.М. направлено уведомление N 38/10-29678 об отказе в оформлении и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, нового образца на основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) в связи с его привлечением к уголовной ответственности по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации до принятия решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.
Разрешая настоящее административное дело, судебные инстанции исходили из того, что при наличии сведений об осуществлении в отношении Азархина И.М. уголовного преследования по уголовному делу, решение по которому не принято, административному истцу правомерно отказано в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, до принятия процессуального решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судов первой и апелляционной инстанций находит верными, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, судами учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выводы судебных инстанций мотивированы, исчерпывающе изложены в судебных актах, основаны на достаточной совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании статьи 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ паспорт оформляется соответствующим государственным органом в сроки, предусмотренные настоящей статьей, и выдается сроком на пять лет, а паспорт, содержащий электронный носитель информации, - сроком на десять лет. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта (часть одиннадцатая вышеуказанной статьи).
Пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.
В соответствии с пунктом 129 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 марта 2021 года N 186, результатом предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации является оформление и выдача заявителю паспорта, либо выдача (направление) заявителю уведомления об отказе в оформлении (выдаче) паспорта.
Основанием для отказа в оформлении паспорта в соответствии с пунктом 129.1 названного Административного регламента является установление в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ обстоятельств, влекущих временное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.
Таким образом, наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, устанавливается соответствующим подразделением МВД России при предоставлении государственной услуги по выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и является основанием для отказа в ее предоставлении.
Такие основания по настоящему делу установлены. Материалами дела подтверждено, что в производстве Сосновского районного суда Челябинской области имеется уголовное дело по обвинению Азархина И.М. в совершении преступлений, предусмотренных частью "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение установленного порядка принятия решения, может служить основанием для вывода о его незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу не могут служить основанием для признания оспоренных решений незаконными (абзацы первый и второй постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Поэтому тот факт, что в оспариваемом уведомлении ошибочно указано на осуществление уголовного преследования Азархина И.М. по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, не ставит под сомнение его статус в качестве подсудимого при осуществлении производства по уголовному делу и наличие законных оснований для временного ограничения его права на выезд из Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Эти требования закона административным ответчиком выполнены в полном объеме, вопреки доводам жалобы.
При обращении за получением государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, Азархин И.М. надлежащим образом уведомлен о временном ограничении на выезд из Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ.
Мнение подателя кассационной жалобы о том, что должно быть принято самостоятельное решение о временном ограничении права Азархина И.М. на выезд из Российской Федерации, основано на ошибочном толковании статьи 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, а потому не может повлечь отмену принятых по делу судебных актов.
Доводы о том, что до истечения срока действия ранее выданного паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами ее территории, Азархин И.М. без ограничений выезжал за пределы России, правового значения не имеют, поскольку действия (бездействие) уполномоченных органов по изъятию заграничного паспорта заявителя предметом проверки по настоящему делу не являются.
Суждения о длительном сроке рассмотрения уголовного дела также не могут повлечь отмену принятых по настоящему делу судебных актов.
Азархин И.М. при обращении в суд не привел сведений о событиях, которые имели место на день его обращения за государственной услугой или которые могли возникнуть в ближайшее время, которые позволили бы суду оценить установленное временное ограничение права на выезд из Российской Федерации как несоразмерное и необоснованное, в том числе с учетом правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года N 1681-О.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 25 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Азархина Игоря Михайловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 25 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.