Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ивдельского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 08 августа 2023 года по административному делу N2а-88/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Ивделя, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивдельского городского округа, Главе администрации Ивдельского городского округа Михелю В.Д. о признании постановления незаконным в части, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей об оставлении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением администрации Ивдельского городского округа от 05 июня 2020 года N270 на основании заключения межведомственной комиссии от 08 мая 2020 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан с предоставлением им жилых помещений - до 31 декабря 2029 года.
Прокурор г. Ивделя, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к вышеуказанным административным ответчикам о признании названного постановления в части установления срока расселения из многоквартирного дома незаконным, возложении обязанности установить разумный срок отселения проживающих лиц.
Ссылался на то, что указанный многоквартирный дом является аварийным и непригоден для проживания граждан по признаку опасности для жизни и здоровья людей.
Согласно техническому заключению ООО "данные изъяты" N от 08 мая 2020 года техническое состояние объекта оценивается как "аварийное".
Безаварийная эксплуатация здания жилого дома невозможна, так как выявленные дефекты могут привести к обрушению конструкций вследствие потери несущей способности. Ввиду возможного обрушения конструкций возникает угроза жизни и здоровья граждан.
В связи с чем, полагал, что срок - до 31 декабря 2029 года для расселения жильцов и сноса дома является чрезвычайно длительным.
Учитывая аварийное состояние практически всех конструктивных элементов данного дома, за этот период могут произойти необратимые последствия для граждан.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 03 апреля 2023 года требования прокурора г. Ивделя оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 08 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Признано незаконным постановление администрации Ивдельского городского округа от 05 июня 2020 года N270 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" в части установления сроков отселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" - не позднее 31 декабря 2029 года.
На администрацию Ивдельского городского округа возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем установления разумного срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома не позднее 31 декабря 2024 года.
В поданной 15 сентября 2023 года кассационной жалобе представитель администрации Ивдельского городского округа просит отменить апелляционное определение судебной коллегии областного суда, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права.
Прокурор отдела Свердловской областной прокуратуры в письменных возражениях выразил мнение о законности и обоснованности состоявшегося по делу апелляционного определения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, такое решение органа местного самоуправления не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, равно как срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, а должно иметь своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ) и быть направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Согласно правовой позиции изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Таким образом, в случае если жилое помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Граждане вправе обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, а также действия (бездействия) указанного органа по принятию соответствующих решений.
Суд первой инстанции, оказывая в удовлетворении требований прокурора, пришел к выводу о том, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения граждан является компетенцией органа местного самоуправления. При этом суд отклонил доводы прокурора о значимости элемента опасности.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы административного дела доказательства и установленные при его рассмотрении обстоятельства, с выводами суда первой инстанции не согласился, отменив судебный акт первой инстанции с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Удовлетворяя административные требования прокурора, суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения нормативных правовых актов, учел техническое состояние многоквартирного дома, в связи с чем, пришел к выводу о незаконности постановления администрации Ивдельского городского округа от 5 июня 2020 года N 270 в части установления сроков его расселения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанций о том, что административным ответчиком в данном случае не доказана разумность установленного оспариваемым распоряжением срока отселения.
Суд апелляционной инстанции, правильно определилвсе имеющие значение для настоящего дела обстоятельства с изложением в обжалуемом акте объективных результатов их проверки, дал им правильную оценку.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанций в указанной части по исследованным обстоятельствам и не свидетельствуют о незаконности судебного акта.
Между тем, доводы заявителя о необоснованном решении судебной коллегией областного суда вопроса об установлении срока отселения, относящегося к исключительным полномочиям органа местного самоуправления, заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального закона от 09 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Жилищным кодексом Российской Федерации сроки отселения граждан из аварийных домов не урегулированы, однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Как ранее указывалось, пунктами 47, 49 Положения определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Устанавливая срок отселения жильцов - не позднее 31 декабря 2024 года, суд апелляционной инстанции вышел за пределы своей компетенции, подменил своим решением решение уполномоченного органа местного самоуправления.
Последствием вынесения судебного акта о признании незаконным постановления администрации Ивдельского городского округа от 05 июня 2020 года N 270 в части установления сроков расселения многоквартирного жилого дома должно являться возложение на администрацию обязанности решить данный вопрос с учетом разумного срока отселения физических лиц, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 49 Положения.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанций приведенное нарушение оставлено без внимания и должной правовой оценки.
Изложенное не позволяет в указанной части признать постановленный по делу судебный акт законным и обоснованным, так как он принят при неправильном применении норм материального права.
Поскольку, для устранения таких нарушений не требуется установление новых обстоятельств, исследования и оценки доказательств, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить состоявшееся по делу апелляционное определение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 08 августа 2023 года изменить.
Изложить четвертый абзац резолютивной части апелляционного определения в следующей редакции:
Возложить на Администрацию Ивдельского городского округа обязанность устранить нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц путем установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", сообщить об исполнении суду и административному истцу.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Ивдельского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.