Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года по административному делу N 2а-7995/2022 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска к Яндемирову Максиму Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска Айткулову А.Ж, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска (далее ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Яндемирову М.А. о взыскании:
- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: пени, начисленные на недоимку за 2021 год в размере 14, 32 руб.;
- задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) за 2021 год в размере 4843, 55 руб, пени, начисленные на недоимку за 2021 год в размере 55, 16 руб.;
- задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым в объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 772, 11 руб.;
- задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствие со статьей 227 Налогового Кодекса Российской Федерации: пени, начисленные за недоимку за 2020 год в размере 387, 70 руб.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2022 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года решение Калининского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2022 года в части взыскания с Яндемирова М.А. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 4843, 55 руб, задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым в объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 772, 11 руб. отменено.
В указанной части по делу принято новое решение об отказе ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска в удовлетворении административных исковых требований. В остальной части это же решение районного суда оставлено без изменения, В кассационной жалобе, поданной 20 сентября 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Яндемирова М.А. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 4843, 55 руб, принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что в платежном документе - чек-ордере N 5004 указан УИН отличный от УИН, содержащегося в расшифровке задолженности по страховым взносам за 2021 год к заявлению о вынесении судебного приказа N 2а-2639/2022, в связи с чем платеж не был зачтен в погашение задолженности по страховым взносам за 2021 год.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска Айткулова А.Ж. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Яндемиров М.А. в суд кассационной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска Айткулову А.Ж, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328, пункта 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 209 НК РФ).
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что с 17 октября 2017 года Яндемиров М.А. состоит на учете в качестве арбитражного управляющего, является плательщиком НДФЛ и страховых взносов.
Яндемиров М.А. с 06 марта 2014 года по настоящее время является собственником квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты"
В адрес Яндемирова М.А. посредством личного кабинета налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 19999850 от 01 сентября 2021 года, о необходимости уплатить налог на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 772, 11 руб, с учетом имеющейся переплаты.
Также 17 декабря 2021 года Яндемирову М.А. посредством личного кабинета налогоплательщика направлено требование N 68719 от 15 декабря 2021 года об уплате указанной недоимки в срок до 18 января 2022 года.
В связи с несвоевременной оплатой НДФЛ с доходов, полученных арбитражным управляющим за 2020 год, Яндемирову М.А. начислены пени в размере 387, 70 руб, посредством личного кабинета налогоплательщика 02 октября 2021 года выставлено требование N 46502 от 01 октября 2021 года со сроком оплаты до 02 ноября 2021 года.
Кроме того, 18 января 2022 года посредством личного кабинета налогоплательщика Яндемирову М.А. направлено требование N 905 от 17 января 2022 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее СВ на ОПС) за 2021 год в размере 32 448, а также пеней на СВ на ОПМ за период с 11 января 2022 года по 16 января 2022 года в сумме 55, 16 руб, и пеней на СВ на ОМС за период с 11 января 2022 года по 16 января 2022 года в сумме 14, 32 руб.
В связи с тем, что уплаченные 21 октября 2022 года суммы зачтены в погашение недоимки по СВ на ОПС за 2021 года в сумме 27 604, 45 руб, налоговым органом предъявляется ко взысканию недоимка по СВ на ОПС за 2021 г. в сумме 4843, 55 руб. (32448 - 27604, 45), а также пени, указанные в требовании N 905 от 17 января 2022 года.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что данные требования в установленный срок исполнены не были, по заявлению налогового органа от 25 марта 2022 года мировым судьей судебного участка N 4 Калининского района г.Челябинска 31 марта 2022 года был выдан судебный приказ о взыскании с Яндемирова М.А. указанной выше задолженности, который по заявлению административного ответчика отменен определением мирового судьи от 16 мая 2022 года.
Административное исковое заявление ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска к Яндемирову М.А. было подано в суд 16 ноября 2022 года, то есть в течение установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Таким образом, срок на обращение в суд с административным иском налоговым органом соблюден.
Разрешая требования ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по страховым взносам, налогу на имущество и пени, сроки обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа в заявленном в административном иске размере.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, в части соблюдения налоговым органом порядка и процедуры взыскания задолженности по обязательным платежам и пени.
Вместе с тем, установив, что Яндемировым М.А. произведена уплата налога на имущество за 2020 год по чек-ордеру ПАО " "данные изъяты"" от 24 декабря 2021 года, операция N 33, на сумму 772, 11 руб, а также 21 октября 2022 года произведена оплата СВ на ОПС за 2021 год в сумме 32 448 руб, что подтверждается чек-ордером N 5004 ПАО " "данные изъяты"", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Яндемирова М.А. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 4843, 55 руб, задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым в объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 772, 11 руб.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судебной коллегией областного суда обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что в платежном документе - чек-ордере N 5004 указан УИН отличный от УИН, содержащегося в расшифровке задолженности по страховым взносам за 2021 год к заявлению о вынесении судебного приказа N 2а-2639/2022, в связи с чем платеж не был зачтен в погашение задолженности по страховым взносам за 2021 год, несостоятельны.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что размер подлежащих уплате за 2021 год СВ на ОПС составил 32 448 руб.
21 октября 2022 года Яндемировым М.А. произведена оплата налоговых платежей, в том числе в сумме 32 448 руб, что подтверждается чек-ордером N 5004 от 21 октября 2022 года ПАО " "данные изъяты"".
Поскольку сумма в указанном платежном документе, полностью соответствует сумме СВ на ОПС, подлежащей уплате в бюджет за 2021 год, указанной в требовании N 905 от 17 января 2022 года, более того платежный документ содержит идентификаторы платежа УИН и УИП, которые также полностью соответствуют указанным в требовании N 905 от 17 января 2022 года, судебная коллегия пришла к верному выводу о том, что данные платежи произведены Яндемировым М.А. именно в погашение задолженности по СВ на ОПС за 2021 год.
Доводы кассационной жалобы по сути повторяют доводы возражений налогового органа на апелляционную жалобу, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судебной коллегии областного суда, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.