Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лежневой Натальи Алексеевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2023 года по административному делу N2а-4919/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю к Лежневой Наталье Алексеевне о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N21 по Пермскому краю (далее - МИФНС России N21 по Пермскому краю) обратилась в суд с административным иском к Лежневой Н.А. о взыскании недоимки в сумме 16 787, 42 руб, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, в размере 78 руб, в том числе:
- налог на имущество физических лиц: за 2019 год в размере 1 653 руб. и пени в размере 1, 87 руб.; за 2020 год в размере 1 693 руб. и пени в размере 5, 5 руб.;
- земельный налог за 2019 год в сумме 6 383 руб. и пени в размере 7, 23 руб.; за 2020 г. в размере 7 021 руб. и пени в размере 22, 82 руб.;
Решением Мотовилихинского районного суда города Перми от 27 октября 2022 года требования МИФНС России N21 по Пермскому краю удовлетворены частично. С Лежневой Н.А. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2020 года в размере 1 693 руб, пени на указанную недоимку в размере 5, 5 руб. за период просрочки с 02.12. 2021 по 14.12.2021; недоимка по земельному налогу за налоговый период 2020 года в размере 7 021 рубль, пени на указанную недоимку в размере 22, 82 руб. за период просрочки с 02.12.2021 г. по 14.12.2021; всего задолженность в размере 8 742, 32 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2023 года решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 27 октября 2022 года отменено в части отказа во взыскании с Лежневой Н.А. недоимки за 2019 год по налогу на имущество физических лиц и пени, по земельному налогу и пени, в указанной части принято новое решение.
С Лежневой Н.А. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года в размере 1 653 рубля, пени на указанную недоимку в размере 1, 87 рубля за период просрочки со 2 декабря 2020 г. по 9 декабря 2020 г.; недоимка по земельному налогу за налоговый период 2019 года в размере 6 383 рубля, пени на указанную недоимку в размере 7, 23 рубля за период просрочки со 2 декабря 2020 г. по 9 декабря 2020 г. Всего с учетом взысканной недоимки по налогам и пени за налоговый период 2020 года с Лежневой Н.А. взыскана задолженность в сумме 16 787, 42 рубля, а также судебные расходы 78 рублей и государственная пошлина 671, 5 рубля. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 20 сентября 2023 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лежнева Н.А. просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2023 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанций обстоятельствам дела, нарушение, неправильное применение судебной коллегией краевого суда норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы, указывает на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогам за 2019 год и начисленным на указанную недоимку пени. Считает, что налоговый орган должен был обратиться к мировому судьей с требованием о взыскании недоимки за 2019 год до 18 июля 2021 года с учетом требований абз.2 п.2 статьи 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 03 июля 2017 года N 243-ФЗ, так как сумма налогов и пени превысила 3000 руб. по требованию N 115502 от 10 декабря 2020 года со сроком исполнения дом 18 января 2021 года.
МИФНС России N21 по Пермскому краю представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что являлась собственником квартиры по адресу "данные изъяты" (период владения с 15.08.2018 по 25.08.2021); жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" (период владения с 18.03.2009 по настоящее время); земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" (период владения с 01.11.1999 по настоящее время), соответственно является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налоговым органом Лежневой Н.А. направлены:
- налоговое уведомление N 76647618 от 01.09.2020 об уплате за налоговый период 2019 года земельного налога в размере 6 383 руб, налога на имущество физических лиц в размере 1 653 руб, со сроком оплаты до 01.02.2020;
- налоговое уведомление N 68179205 от 01.09.2021 об уплате за налоговый период 2020 года земельного налога в размере 7 021 руб, налога на имущество физических лиц в размере 1 693, 00 руб, со сроком оплаты до 01.12.2021.
За неуплату налогов в установленный срок ей начислены пени и в адрес ответчика направлены требования:
- N 115502 по состоянию на 10.12.2020 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1 653 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку, в размере 1, 87 руб. за период просрочки с 02.12.2020 по 09.12.2020, об уплате недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 6 383, 00 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку, в размере 7, 23 руб. за период просрочки с 02.12.2020 по 09.12.2020, со сроком оплаты до 18.01.2021;
- N 54227 по состоянию на 15.12.2021 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 693, 00 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку, в размере 5, 5 руб. за период просрочки с 02.12.2021 по 14.12.2021, об уплате недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 7 021 руб. и пени, начисленные на указанную недоимку, в размере 22, 82 руб. за период просрочки с 02.12.2021 по 14.12.2021, со сроком оплаты до 13.01.2022.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Мировым судьей судебного участка N 5 Мотовилихинского судебного района г. Перми 18 февраля 2022 года выдан судебный приказ N 2а-433/2022 о взыскании с Лежневой Н.А. задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени в общей сумме 16 787, 42 руб, который отменен 28 марта 2022 года.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 28 сентября 2022 года. Таким образом, налоговый орган обратился за взысканием недоимки в установленный законом срок.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя административные требования МИФНС России N 21 по Пермскому краю частично, суд первой инстанции исходил из того, что при выставлении требования N 115502 от 10 декабря 2020 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельного налога, пени за 2019 год, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации действовала в редакции Федерального закона от 03.07.2017 N 243-ФЗ. Поскольку сумма недоимки по налогу и пени по данному требованию превысила 3 000 руб, а срок исполнения установлен до 18.01.2021, районный суд счел, что при выставлении требования N 115502 административный истец должен был обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа до 18 июля 2021 года. Поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 14 февраля 2022 года суд первой инстанции посчитал, что срок, установленный части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания недоимки по налогам за 2019 год и соответствующих пени пропущен, доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не представлено.
При этом, проверив соблюдение налоговым органом порядка взыскания недоимки, установленных законом сроков судебного взыскания, пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество и земельного налога за 2020 год и начисленных на указанную недоимку пени.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании с Лежневой Н.А. недоимки за 2019 год по налогу на имущество физических лиц и пени, по земельному налогу и пени. Судебная коллегия по административным делам краевого суда посчитала неправильным применение районным судом в отношении недоимки по налогам и пени за 2019 год статьи 48 Налогового кодекса Российский Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ предусматривающего, что общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, должна превышать 3 000 руб.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции и находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы о том, что налоговый орган должен был обратиться к мировому судьей с требованием о взыскании недоимки за 2019 год до 18 июля 2021 года с учетом требований абз.2 п.2 статьи 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 03 июля 2017 года N 243-ФЗ, так как сумма налогов и пени превысила 3000 руб. по требованию N 115502 от 10 декабря 2020 года со сроком исполнения до 18 января 2021 года.
Пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, в соответствии с которым указанная в статье 48 Кодекса сумма составляет 10 000 рублей, вступил в силу 23 декабря 2020 года.
При этом, срок уплаты налога на имущество и земельного налога за 2019 год наступил 01 декабря 2020 года, срок возникновения недоимки - 02 декабря 2020 года, требование N 115502 со сроком исполнения до 18 января 2021 года сформировано 10 декабря 2020 года, то есть до даты вступления в силу положений пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
Вместе с тем, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что ошибочные выводы суда апелляционной инстанции не привели к принятию неверного судебного акта с учетом следующего.
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Нижестоящими судебными инстанциями обстоятельства направления административному ответчику налоговых уведомлений и требований проверены, нарушений со стороны налогового органа не установлено.
Последующее обращение Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пунктом 2 статьи 48 НК РФ, при этом соблюдение налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Мировой судья не усмотрел оснований для отказа в вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика, что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
28 сентября 2022 года административный иск направлен налоговым органом в суд, то есть, с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа (18 марта 2022 года + 6 месяцев).
При таких обстоятельствах, вопреки суждениям административного ответчика, порядок принудительного взыскания обязательных платежей соблюден.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лежневой Натальи Алексеевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.