Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Долинской Татьяны Валерьевны на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2023 года по административному делу N 2а-905/2022 по административному исковому заявлению Долинской Татьяны Валерьевны о признании незаконным медицинского заключения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Надымская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ ЯНАО "Надымкая ЦРБ") от 14 апреля 2022 года N 475.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Долинская Т.В. обратилась в ГБУЗ ЯНАО "Надымкая ЦРБ" для прохождения обязательного медицинского освидетельствования в целях определения наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
14 апреля 2022 года состоялось заседание врачебной комиссии в составе 3 специалистов, оформленное протоколом N 2207, на котором принято медицинское заключение N 475 о наличии у Долинской Т.В. медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами в связи с наличием "данные изъяты".
Долинская Т.В. обратилась в суд с административным иском к ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" о признании незаконным медицинского заключения от 14 апреля 2022 года N 475, мотивировав требования тем, что от имеющегося "данные изъяты" "данные изъяты" излечилась, заболеваний, препятствующих управлению транспортными средствами, не имеет.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 19 сентября 2023 года кассационной жалобе Долинская Т.В, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" представило письменные возражения на доводы кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (абзац пятый статьи 2 Закона о безопасности дорожного движения).
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо иного, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (пункты 1, 6 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования установлен в соответствии с пунктом 7 статьи 23 названного выше Закона приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 года N 1092н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации".
Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено, что медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования, в том числе осмотр врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом), осмотр врачом-офтальмологом, обследование врачом-психиатром, обследование врачом-психиатром-наркологом.
Абзацем третьим пункта 7 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения закреплено, что обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2014 года N 1604 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказанием к управлению транспортным средством являются психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), в том числе шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства (группа кодов F20-F29 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10 пересмотр) - МКБ-10).
При рассмотрении дела установлено, что основанием для принятия заключения о наличии у Долинской Т.В. медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами явились объективные данные о наличии у нее хронического "данные изъяты" "данные изъяты"
Для проверки доводов административного истца о необоснованности заключения судом первой инстанции была назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза в АН "Центр медицинских экспертиз" (г. Москва), результаты которой оформлены заключением комиссии экспертов "данные изъяты" от 5 августа 2022 года. Заключением экспертов подтверждено излечение от заболевания " "данные изъяты"", выводов относительного диагноза " "данные изъяты"" экспертами не сделано.
В связи с выявленными противоречиями в заключении экспертов от 05 августа 2022 года судом первой инстанции была назначена повторная амбулаторная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая психиатрическая больница".
Экспертная комиссия ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая психиатрическая больница" в составе экспертов "данные изъяты" в заключении от 07 ноября 2022 года N 2600 пришла к выводу, что Долинская Т.В. обнаруживает признаки хронического "данные изъяты" "данные изъяты" которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, является противопоказанием к управлению транспортным средством, независимо от оценки ремиссии.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что медицинское заключение N 475 о наличии у Долинской Т.В. медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами в связи с наличием хронического "данные изъяты" "данные изъяты" принято уполномоченным органом в соответствии с предоставленными полномочиями при наличии достаточных оснований, поэтому не установилоснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия кассационного суда выводы судебных инстанций находит верными, поскольку они сделаны с учетом правильного толкования и применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам административного дела, основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе.
В данном случае для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, суд первой инстанции обоснованно назначил судебную экспертизу и повторную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу.
Не установив противоречий в выводах повторной амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, убедившись в обоснованности заключения экспертов ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая психиатрическая больница", суды нижестоящих судебных инстанций правомерно признали его относимым и допустимым доказательством, данному заключению как доказательству по делу дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении административного искового заявления обоснован, сомнений не вызывает.
При этом, вопреки мнению автора жалобы, в ходе рассмотрения настоящего дела были выполнены требования об учете степени тяжести "данные изъяты" заболевания, вывод о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами сделан с учетом совокупности обстоятельств, характеризующих "данные изъяты" здоровье Долинской Т.В.
Доводы Долинской Т.В. о том, что в 2011 году она при наличии ремиссии получила медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, ссылки на положительную характеристику по месту жительства, на показания свидетелей "данные изъяты", допрошенных в судебном заседании 16 июня 2022 года, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют и не ставят под сомнение выводы судебных инстанций, подтвержденные достаточной совокупностью доказательств, о наличии у неё заболевания, являющегося противопоказанием для управления транспортными средствами.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Долинской Татьяны Валерьевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 08 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.