Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тюменского муниципального района на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 17 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 10 апреля 2023 года по административному делу N 2а-4018/2022 по административному исковому заявлению прокурора Тюменского района о признании незаконным в части распоряжения Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 12 декабря 2019 года N 146.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца прокурора Трошкиной А.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заключением межведомственной комиссии от 18 ноября 2019 года N 2 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", в связи с установлением аварийного технического состояния признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области (далее - Администрация КМО) от 12 декабря 2019 года N 146 года вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу; расселение граждан, проживающих в нем, постановлено осуществить в срок до 12 декабря 2029 года.
Прокурор Тюменского района, действуя в интересах Григорьевой Л.Ф. и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации КМО о признании незаконным распоряжения от 12 декабря 2019 года N 146 в части установления срока расселения многоквартирного дома "данные изъяты", возложении обязанности на Администрацию КМО установить срок отселения проживающих в нем лиц до 31 декабря 2023 года.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей вышеуказанного многоквартирного дома, в том числе Григорьевой Л.Ф, в части установления срока его расселения до 12 декабря 2029 года. Полагает, что с учетом физического износа здания более 80% необходимо срочно принять меры и провести мероприятия по расселению жильцов, установленный срок расселения с учетом аварийного состояния практически всех конструктивных элементов может повлечь необратимые последствия для жильцов дома и неопределенного круга лиц.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 10 апреля 2023 года, административный иск удовлетворен, признано незаконным распоряжение Администрации КМО от 12 декабря 2019 года N 146 в части установления срока расселения аварийного многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты"; на Администрацию КМО возложена обязанность установить срок отселения из многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты" до 31 декабря 2023 года.
В поданной 06 октября 2023 года кассационной жалобе заинтересованное лицо Администрация Тюменского муниципального района, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Прокуратура Тюменской области представила письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований для отмены принятых по настоящему административному делу судебных актов не имеется.
Как установлено при рассмотрении дела, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "данные изъяты", имеется 12 жилых помещений, 11 из которых находятся в частной собственности, в частности, Григорьева Л.Ф. является собственником квартиры N "данные изъяты"
Техническим заключением по материалам обследования вышеуказанного многоквартирного жилого дома, выполненным ООО "БлагоДар" в 2019 году, установлено аварийное состояние фундаментов, несущих наружных ограждающих и внутренних несущих стен, перегородок, чердачного перекрытия, междуэтажного перекрытия; стропильные конструкции и кровля, конструкции полов, окон и дверей, внутренние инженерные системы находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Общее техническое состояние признано как аварийное, физический износ по сроку службы более 80%. Фундаменты, несущие стены и перекрытия здания находятся в аварийном состоянии вследствие наличия повреждений, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкций и опасности их обрушения. Пребывание людей внутри здания и в непосредственной близости от него представляется опасным для жизни и здоровья. Теплотехнические характеристики ограждающих конструкций и показатели энергоэффективности элементов здания заведомо не соответствуют современным нормам и требованиям, предъявляемым к зданиям, так как наружные стены и чердачное перекрытие имеют значительный износ.
Данное техническое заключение явилось основанием для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая настоящее административное дело, судебные инстанции исходили из того, что аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома представляет опасность для проживания в нем граждан, поэтому установленный Администрацией КМО срок отселения из указанного дома до 12 декабря 2029 года не отвечает требованиям разумности, допускает возможность дальнейшего проживания граждан в условиях, угрожающих их жизни и здоровью.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о признании распоряжения Администрации КМО от 12 декабря 2019 года N 146 незаконным в части установления срока расселения многоквартирного дома не имеется.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов (далее - Положение).
Согласно абзацу 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку юридически значимым обстоятельством для установления срока отселения является техническое состояние жилого дома, степень его аварийности и опасности проживания в нем граждан, нижестоящие судебные инстанции при оценке разумности данного срока обоснованно применили нормы вышеуказанного Положения и пришли к убедительному выводу о том, что установленный до 12 декабря 2029 года срок отселения граждан разумным признан быть не может.
В данной части выводы судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по делу, аргументированы и основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Суждения, изложенные в кассационной жалобе, о том, что установление срока расселения многоквартирного дома не нарушает права и законные и интересы проживающих в аварийном доме лиц, в частности Григорьевой Л.Ф, состоятельными признаны быть не могут, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, которая согласно части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия кассационного суда не входит.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на цели отселения граждан из аварийного жилого дома правового значения для рассматриваемого спора не имеет, основанием для отказа в удовлетворении административного иска и признания разумным установленного срока отселения не является.
Тот факт, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций об обязанности административного ответчика установить разумный срок отселения из аварийного дома, поскольку жилищные права собственника жилого помещения в таком случае обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Правильно указав, что установление срока отселения граждан относится к компетенции органа местного самоуправления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, в противоречие с собственными выводами, определилв судебном акте конкретную дату отселения граждан - не позднее 31 декабря 2023 года.
Вместе с тем, поскольку в силу норм ЖК РФ и Положения определение срока отселения из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, судебные инстанции не имели оснований для установления конкретной даты отселения.
При этом коллегия отмечает, что срок установлен судебными инстанциями без учета времени, объективно необходимого для расселения.
Из анализа статьи 32 ЖК РФ следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
По смыслу закона, принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный им срок.
Указанное согласуется с разъяснением, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
С учетом положений части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда и возложить на административного ответчика обязанность по установлению разумного срока расселения многоквартирного дома, исходя из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении норм материального права, для исправления которой не требуется установления новых обстоятельств, исследования и оценки доказательств, коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить принятые по делу судебные акты.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тюменского районного суда Тюменской области от 17 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 10 апреля 2023 года изменить.
Изложить третий абзац резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать Администрацию Кулаковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области установить разумный срок отселения проживающих лиц из многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты", сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
В остальной части эти судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Тюменского муниципального района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 08 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.