Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУФСИН России по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 июля 2023 года по административному делу N2а-917/2023 по административному иску Б. к ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконным протокола заседания комиссии, восстановлении в очереди на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя по доверенности ГУФСИН России по Челябинской области Нагуманова М.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Б. по ордеру - Б., возражавшую против ее доводов, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б., являясь сотрудником ГУФСИН России по Челябинской области, обратился в суд к вышеуказанному административному ответчику с требованиями о признании незаконным протокола N3 заседания комиссии ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ГУФСИН России по Челябинской области и подведомственных ему учреждений уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам из семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия по ЕСВ) от 19 августа 2022 года, которым он снят с учета на получение единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила предоставления ЕСВ), а именно, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); возложении обязанности восстановить его в очереди на получение ЕСВ со дня постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ
Полагал, что правовых оснований для признания неправомерным решения о постановке административного истца на учет для получения ЕСВ с даты такой постановки, а также для последующего снятия его с учета у административного ответчика не имелось, право получить данную выплату Б. не утратил.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 июля 2023 года, административное исковое заявление Б. удовлетворено.
Протокол заседания комиссии по ЕСВ от 19 августа 2022 года в отношении Б. признан незаконным. Б. восстановлен на учете на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения со ДД.ММ.ГГГГ
В поданной 04 октября 2023 года кассационной жалобе представитель ГУФСИН России по Челябинской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Б. указывает на необоснованность ее доводов, просит судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, с получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, условия реализации таких отношений, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз, за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления ЕСВ при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно подпункту "г" пункта 15 Правил предоставления ЕСВ сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Как следует из материалов дела, "данные изъяты" года Б. заключен брак с "данные изъяты" "данные изъяты".
На основании заявления Б. от 02 мая 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369 последний поставлен на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения со 02 мая 2017 года составом семьи один человек, в связи с чем, на него заведено учетное дело N165 с соответствующей записью в Книге учета.
02 марта 2020 года Б. переведен на должность "данные изъяты".
29 июля 2022 года административному ответчику от УФСИН России по г. Москве поступил запрос о предоставлении учетного дела Б.
Для решения вопроса о направлении учетного дела по новому месту службы сотрудника 19 августа 2022 года состоялось заседание комиссии по ЕСВ.
По итогам заседания комиссии по ЕСВ принято решение, оформленное выпиской из протокола заседания N3, о признании постановки Б... на учет на получение ЕСВ со "данные изъяты" года неправомерным, и снятии его с учета на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления ЕСВ, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Основанием для принятия такого решения явился факт не указания в рапорте Б... о принятии его на учет от 02 мая 2017 года сведений о супруге, с которой заключен брак "данные изъяты" года, что, по мнению административного ответчика, свидетельствует о невозможности установления вопроса нуждаемости сотрудника в жилых помещениях, а также проверки обеспеченности его супруги, ввиду отсутствия на нее необходимых документов.
Со стороны ГУФСИН России по Челябинской области в адрес УФСИН России по г. Москве 24 августа 2022 года направлен ответ о снятии Б. с учета на получение ЕСВ по причине выявления факта неправомерной постановки сотрудника на учет.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из наличия у административного истца, являющегося сотрудником ГУФСИН России по Челябинской области, права быть поставленным на учет для получения ЕСВ при наличии необходимого стажа работы, при этом наличие зарегистрированного брака, информация о котором не была предоставлена Б. работодателю, не свидетельствует об отсутствии у сотрудника такого права; позиция ответчика об отсутствии возможности для проведения проверочных мероприятий в отношении супруги административного истца, противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов двух инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 4, 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369), и обстоятельствам данного административного дела.
В частности, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в случае предоставления данных на супругу, у Б. не возникло бы право на постановку на учет для получения ЕСВ 02 мая 2017 года, тогда как именно такие сведения, в силу подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления ЕСВ, могли являться основанием для снятия с учета.
Напротив, судами нижестоящих инстанций установлено отсутствие у Б. и его супруги на момент постановки на учет в собственности, на праве социального найма каких-либо жилых помещений.
В связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы, верно отметили, что указание в заявлении Б. супруги в качестве члена семьи не свидетельствовало бы об отсутствии у него права на постановку на такой учет, при этом ГУФСИН России по Челябинской области от Б. каких-либо дополнительных документов не истребовал.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для проведения проверочных мероприятий в отношении супруги истца, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 7.6. Порядка формирования и работы комиссии ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ГУФСИН России по Челябинской области и подведомственных ему учреждениях, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Приложение N2 к приказу ГУФСИН России по Челябинской области от 27 июля 2018 г. N839), ежегодно, до 01 февраля, а также при подготовке начальнику ГУФСИН России по Челябинской области предложений о предоставлении единовременной выплаты, комиссия проводит уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц.
Таким образом, истребование дополнительных сведений входит в компетенцию административного ответчика, что было и выполнено последним, в связи с поступившим запросом из УФСИН России по г. Москве.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что у административного ответчика ранее в отсутствие информации о заключении Б. брака не имелось оснований для проведения в отношении его супруги проверочных мероприятий, не исключают такую обязанность после поступления таких сведений, с целью установления наличия либо отсутствия условий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления ЕСВ, что в настоящем случае выполнено не было.
Доводы кассационной жалобы о не проведении проверочных мероприятий судами в отношении супруги Б. со ссылкой на ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, п. 11 Правил предоставления ЕСВ, судебная коллегия также находит несостоятельными, поскольку такая обязанность законодателем закреплена за административным органом, а суд не может подменить собой орган, уполномоченный на принятие решения по постановке сотрудников на учет для предоставления ЕСВ в рамках предоставленной только ему компетенции.
Указание в кассационной жалобе на иные основания для снятия Б, с учета на получение ЕСВ не могут быть предметом судебной проверки, поскольку такие основания не указывались административным ответчиком при принятии оспариваемого решения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУФСИН России по Челябинской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.