Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1116/2023 по иску Полушкина Вадима Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения истца Полушкина В.Н. и его представителя Коноваловой М.А. против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полушкин В.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОСФР по Пермскому краю) о признании незаконным решения от 18 ноября 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периода работы с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года в должности главного кондуктора грузовых поездов на станции Кунгур Пермского отделения Свердловской железной дороги, назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения к ответчику - 14 ноября 2022 года.
В обоснование требований указал на то, что 14 ноября 2022 года обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 18 ноября 2022 года в назначении указанной пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не включен периоды работы с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года в должности главного кондуктора грузовых поездов на станции Кунгур Пермского отделения Свердловской железной дороги. С решением не согласен, т.к. в спорный период выполнял те же функциональные обязанности, с таким же характером работы, условиями труда, что и кондуктор грузовых поездов, т.е. работал в тяжелых условиях. Считает, что с учетом условий труда и выполняемых им трудовых обязанностей период работы в качестве главного кондуктора грузовых поездов с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 11 мая 2023 года в удовлетворении требований Полушкину В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 13 июля 2023 года решение Кунгурского городского суда Пермского края от 11 мая 2023 года отменено, принято по делу новое решение. Решение ОСФР по Пермскому краю от 18 ноября 2022 года в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года и назначении Полушкину В.Н. досрочной страховой пенсии признано незаконным. На ОСФР по Пермскому краю возложена обязанность включить Полушкину В.Н. в специальный стаж период работы с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года в должности главного кондуктора грузовых поездов на станции Кунгурского Пермского отделения Свердловской железной дороги, назначить Полушкину В.Н. досрочную страховую пенсию по старости начиная с 14 ноября 2022 года.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение ввиду его незаконности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что Списки предусматривают исчерпывающий перечень наименований профессий, работа в которых засчитывается в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. При этом правоприменительные органы не вправе расширительным образом толковать нормативные акты. Списком N 2 от 1956 года и Списком N 272 предусмотрены кондукторы грузовых поездов, кондукторы главные грузовых поездов указанными Списками не предусмотрены. Правилами исчисления стажа не предусмотрено включение в специальный стаж должностей всех наименований, в том числе главных, старших или младших. Не устанавливалась и тождественность этих должностей. При этом "кондуктор грузовых поездов" и "кондуктор главный грузовых поездов" предусмотрены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), так и Общероссийским классификатором (1 86 016) как самостоятельные профессии, каждая из которых имеет свой собственный код и различные тарифно-квалификационные характеристики, что подтвердили и допрошенные судом свидетели, указав на то, что обязанности кондуктора грузовых поездов и кондуктора главного грузовых поездов отличаются, должность главного кондуктора является руководящей, только он может выдать справку о проверке тормозной системы. Кроме того, суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора применил к периодам работы, имевшим место после 01 января 1992 года, разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8 и разъяснение Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, что противоречит нормам законодательства, поскольку применению подлежат Правила N 516. Постановление Министерства труда и социального развития от 01 апреля 2003 года N 15 также применено необоснованно.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец просит апелляционное определение Пермского краевого суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель ответчика ОСФР по Пермскому краю, представитель третьего лица ОАО "РЖД" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются, в связи приложенные к возражениям на жалобу документы не могут быть приняты кассационным судом для рассмотрения.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 01 августа 1991 года Полушкин В.Н. принят временно на станцию Кунгур Пермского отделения Свердловской железной дороги учеником помощника составителя поездов, 17 сентября 1991 года переведен помощником составителя поездов 4 разряда, 21 апреля 1992 года переведен помощником составителя поездов 5 разряда, 11 июня 1996 года переведен кондуктором главным грузовых поездов 5 разряда, 24 декабря 1997 года переведен составителем поездов 6 разряда этой же станции в связи с переходом на новые условия оплаты труда, что подтверждается трудовой книжкой, архивной справкой филиала ОАО "РЖД" Свердловской железной дороги, приказами.
14 ноября 2022 года Полушкин В.Н. обратился в ОПФР по Пермскому краю (в настоящее время ОСФР по Пермскому краю) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 18 ноября 2022 года Полушкину В.Н. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, продолжительность которого составила 10 лет 11 месяцев 25 дней (требуется не менее 12 лет 06 месяцев).
При этом в специальный стаж Полушкина В.Н. не включен, в том числе период работы с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года (01 год 06 месяцев 13 дней) в качестве главного кондуктора грузовых поездов на станции Кунгур Пермского отделения Свердловской железной дороги, т.к. такая должность Списком N 272 не предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период профессия, по которой работал истец, - кондуктор главный грузовых поездов не предусмотрена Списком N 272, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года, вследствие чего данный период не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; без учета спорного периода работы истец не имеет права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункта 3 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01 апреля 2003 года N 15, пункта 8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8, пункта 9 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Сборника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 298, признал необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что кондуктор грузовых поездов и кондуктор главный грузовых поездов являются самостоятельными профессиями, тарифицируются различными тарифными разрядами, работа кондуктора грузовых поездов связана с обслуживанием поездов на путях магистрального железнодорожного транспорта, а работа кондуктора главного связана с руководящей деятельностью.
Приходя к указанному выводу, суд апелляционной инстанции указал на следующее.
Пунктом 3 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые были предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
В соответствии с пунктом 8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 5/8, если в Список от 22 августа 1956 года включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в Список N 2, раздел XXX, подраздел 1 включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.
В пункте 9 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" указано, что правом на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Сборник тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, содержит характеристику работ кондуктора грузовых поездов и описание того, что должен знать кондуктор грузовых поездов. При этом должность "кондуктор главный грузовых поездов" в ЕТКС отмечена в примечании, где указано, что кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Из приведенных в справочнике тарифно-квалификационных характеристик следует вывод, что у кондуктора главного грузовых поездов та же характеристика работ, что и у кондуктора грузовых поездов, разница лишь в возложении дополнительных обязанностей по руководству кондукторской бригадой или маневровой работой.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, предусматривает профессии "кондуктор главный грузовых поездов" и "кондуктор грузовых поездов", которые включены в первый раздел - профессии рабочих, предусмотрены ЕТКС выпуск 56. Профессии "кондуктор главный грузовых поездов" и "кондуктор грузовых поездов" относятся к одной группе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) - 5112.
Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 298, представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований. Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих. Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы. В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др, определяющие квалификацию и специализацию работников.
Названные профессии имеют лишь разный диапазон тарифных разрядов: "кондуктор главный грузовых поездов - 3-5"; "кондуктор грузовых поездов - 2-4".
Сравнивая профессии "кондуктор грузовых поездов" и "кондуктор главный грузовых поездов", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отнесении их к одной группе ОКЗ - рабочие профессии, однородные по содержанию, с одинаковой спецификой условий труда и характера работы, общими требованиями безопасности труда, и, соответственно, о том, что истец в спорный период в должности кондуктора главного грузовых поездов выполнял непосредственно работу кондуктора, которая охарактеризована в ЕТКС.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что показания свидетелей не опровергают вышеуказанные выводы, поскольку допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили, что условия труда и характер работы кондуктора грузовых поездов и кондуктора главного грузовых поездов не отличались, все работы проводились на улице, единственное отличие было в том, что главный кондуктор мог выдать справку о проверке тормозной системы.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции признал обоснованными требования истца о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 18 ноября 2022 года, включении спорного периода работы с 11 июня 1996 года по 23 декабря 1997 года в специальный стаж истца.
Кроме того, поскольку с учетом спорного периода продолжительность специального стажа Полушкина В.Н. составляет более 12 лет 06 месяцев, суд апелляционной инстанции указал также на наличие у истца права на досрочную страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", подлежащий применению при назначении досрочных страховых пенсий по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, содержит перечень профессий и должностей работников, занятых на осуществлении перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, предусматривая, в том числе должность кондуктора грузовых поездов.
Установив, что кондуктор грузовых поездов и кондуктор главный грузовых поездов относятся к одной группе общероссийского классификатора занятий - к профессиям рабочих, имеющих однородные по содержанию обязанности, отличия в которых заключаются в возложении на кондуктора грузовых поездов дополнительных обязанностей по руководству кондукторской бригадой или маневровой работой, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж истца и наличии права на досрочную страховую пенсию.
Доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции ответчика, необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд апелляционной инстанции, не имеется.
Правовых оснований к отмене оспариваемого апелляционного определения кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.