Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-66/2023 по иску Соколенко Александра Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Челябинской области" о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по инвалидности, о взыскании невыплаченных денежных средств, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Иванова А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соколенко А.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Челябинской области, в котором просил возложить обязанность произвести выплату:
- недополученной пенсии по инвалидности на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в размере 81 879 руб. 48 коп, - ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в размере 35 964 руб. 09 коп, - ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в размере 16 206 руб.
В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом третьей группы с 26 октября 2020 года, в связи с военной травмой, полученной при прохождении военной службы в 2000 году в Чеченской Республике. 19 ноября 2020 года он обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, вместе с тем, работниками пенсионного органа ошибочно назначена и в период с октября 2020 года по август 2021 года выплачивалась пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер которой значительно ниже пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", получателем которой он (истец) должен являться. Кроме того, начиная с сентября 2021 года, он является получателем ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в размере 5 838, 02 руб, а до обозначенного времени ему выплачивалась соответствующая выплата на основании пункта 1-4 части 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в размере 3 212 руб. 04 коп, то есть также в меньшем размере.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение на основании статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы ему начали выплачивать лишь с 01 ноября 2021 года, несмотря на факт назначения пенсии по инвалидности в октябре 2020 года. 30 ноября 2021 года он обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о перерасчете пенсии и иных выплат с произведением соответствующих доплат за период, предшествовавший назначению пенсии по инвалидности на основании Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", однако в ответе от 19 декабря 2021 года в удовлетворении соответствующего требования ему было отказано с указанием на то, что пенсионирование должно производиться не по линии Пенсионного фонда РФ. В последующем ответами от 14 января 2022 года и 18 апреля 2022 года ему также было отказано в удовлетворении требования о перерасчете пенсии и о произведении доплат, в связи с обращениями в военный комиссариат Челябинской области. Кроме того, истец указывает, что при первоначальном обращении в ОПФР по Челябинской области, ему не были разъяснены положения пенсионного законодательства относительно возможности выбора обращения за различными видами пенсии.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 27 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Соколенко А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 27 марта 2023 года отменено, принято новое решение, которым с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в пользу Соколенко А.М. взысканы денежные средства в размере 76 212 руб. 65 коп.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Соколенко А.М. просит оставить обжалуемое судебное решение без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Истец Соколенко А.М, представитель ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области", представитель третьего лица Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли. На основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 26 октября 2020 года Соколенко А.М. впервые установлена "данные изъяты" группа инвалидности по причине "военная травма", сроком на один год с 26 октября 2020 года по 26 октября 2021 года; на момент рассмотрения дела истец также является инвалидом "данные изъяты".
Как установлено судом из ответа руководителя бюро N 19 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" от 03 ноября 2022 года, оригинал выписки из акта освидетельствования в отношении Соколенко А.М. был передан УПФР в г.Златоусте по реестру 11 ноября 2020 года, в которой было указано, что Соколенко А.М. установлена "данные изъяты" инвалидности по причине военная травма. Факт передачи ответчику вышеуказанной выписки подтверждается наличием оттиска штампа УПФР в г. Златоусте на самом реестре.
19 ноября 2020 года истец обратился в УПФР в г. Златоусте (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности, а также об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (если общая сумма материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации).
Из содержания заявления о назначении пенсии следует, что в нём содержится личная подпись Соколенко А.М. и дата подачи заявления - 19 ноября 2020 года, сведения о прохождении военной службы истцом не заполнены. Заявление подано посредством сдачи его в МФЦ.
В соответствии с решением УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) за N 200000110253/971078/20 от 20 ноября 2020 года Соколенко А.М. назначена страховая пенсия по инвалидности на период с 26 октября 2020 года по 31 октября 2021 года, размер которой с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии, составил 3 242, 94 руб.
23 декабря 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности с установлением федеральной социальной доплаты к пенсии. Заявление заполнено в электронном виде и подано с использованием сервиса "личный кабинет застрахованного лица". При этом формой вышеуказанного заявления также предусмотрено наличие подлежащих заполнению пунктов относительно периодов прохождения лицом военной службы по призыву, а также военной службы, либо другой приравненной к ней службы (за исключением военной службы по призыву) (подпункт "г", "д" пункт 3 заявления о переводе с одной пенсии на другую).
Согласно уведомлению УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от 23 декабря 2020 года, заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности подано Соколенко А.М. без каких-либо приложений.
С 01 января 2021 года на основании решения начальника УПФР в г.Златоусте Челябинской области за N 210000001396 Соколенко А.М. прекращена выплата страховой пенсии по инвалидности и с указанной даты назначена социальная пенсия по инвалидности в размере 5 480, 06 руб. на период до 31 октября 2021 года.
28 апреля 2021 года истец обратился в УПФР в г. Златоусте (межрайонное) с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы".
На основании решения УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) за N 210000029900 от 29 апреля 2021 года Соколенко А.М. назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. с 10 ноября 2020 года по 31 октября 2021 года.
В соответствии с решением начальника УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от 28 июля 2021 года на основании заявления Соколенко А.М. от 27 июля 2021 года последнему прекращена выплата социальной пенсии по инвалидности с 01 августа 2021 года.
С 01 августа 2021 года Соколенко А.М. на основании поданного им заявления от 27 июля 2021 года в соответствии с разрешением на выплату пенсии, оформленным Военным комиссариатом Челябинской области, назначена пенсия по инвалидности по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 года в размере 13520, 94 руб. с учетом выплаты как ветерану боевых действий в размере 1 854, 96 руб.
Как следует из содержания удостоверения серии БК N "данные изъяты", выданного на имя Соколенко А.М. 23 декабря 2013 года, последний является ветераном боевых действий, и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статье 16 Федерального закона "О ветеранах".
Кроме того, военным комиссариатом Челябинской области истцу также была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, вследствие военной травмы (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат") в размере 3 996, 01 руб.; дополнительное ежемесячное материальное обеспечение как инвалиду вследствие военной травмы в размере 1 000 руб, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N887.
Решением ОПФР по Челябинской области в г. Златоусте от 23 февраля 2022 года за N 8 установлен факт переплаты Соколенко А.М. дополнительного ежемесячного материального обеспечения за период с 01 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года.
26 ноября 2021 года Соколенко А.М. обратился в УПФР в г. Златоусте и в ОПФР по Челябинской области с заявлениями, в которых просил произвести перерасчёт пенсии по инвалидности за период с октября 2020 года по август 2021 года, указав в обоснование, что в обозначенный период он являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также выплат, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы"; с сентября 2021 года по настоящее время является получателем пенсии по инвалидности в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также выплат, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы". Поскольку размер выплат, произведенных ему до сентября 2021 года значительно ниже начислений, осуществляемых после обозначенного времени, то ответчик обязан произвести доплату пенсии по инвалидности и других установленных выплат, в связи с неверным применением законодательства сотрудниками территориального органа пенсионного обеспечения.
09 декабря 2021 года начальником отдела контроля (ОКУП N 3) ОПФР по Челябинской области по результатам разрешения вышеуказанных обращений дан ответ, в котором сообщается, что размеры пенсии, ежемесячной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения установлены Соколенко А.М. в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, в связи с чем оснований для пересмотра и осуществления доплат не имеется.
Обращаясь в суд с иском, Соколенко А.М. ссылался на то, что сотрудники Пенсионного фонда Российской Федерации неверно применили нормы действующего пенсионного законодательства, не разъяснили ему право на обращение за назначением пенсии по инвалидности по всем имеющимся основаниям, чем нарушили его пенсионные права, выразившиеся в том, что он получал пенсию по инвалидности в заниженном размере.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", статьями 1, 5, 7, 19, 21, 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходил из того, что первоначально обратившись в УПФР в г. Златоусте Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности (19 ноября 2020 года), и в дальнейшем с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности (23 декабря 2020 года), Соколенко А.М. тем самым реализовал предоставленное ему в силу статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 7 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", право на установление пенсии по выбору лица, обратившегося за ней, при этом факт последующего обращения истца 27 июля 2021 года с заявлением в военный комиссариат г. Златоуст и Кусинского района Челябинской области о назначении ему пенсию по инвалидности на основании Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " также свидетельствует о выборе им соответствующего способа обеспечения пенсионных прав.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком не были разъяснены положения пенсионного законодательства относительно возможности обращения за назначением пенсии по различным основаниям, в частности, за назначением пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", суд первой инстанции указал, что первоначально с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности (19 ноября 2020 года) истец обратился не в УПФР в г..Златоусте, а в муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Златоустовского городского округа"; последующее обращение с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности (23 декабря 2020 года) последовало в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", при этом в обоих случаях сведения о прохождении Соколенко А.М. военной службы не были указаны, соответствующие документы не предоставлялись; факт обращения истца с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения (28 апреля 2021 года) непосредственно к разрешению вопроса о назначении пенсии по инвалидности не относится.
Как указал суд первой инстанции, нормы пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовавшего на момент обращения Соколенко А.М. с заявлениями о назначении страховой и социальной пенсий, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а также статьи 2, части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", возлагают на работников территориальных органов пенсионного обеспечения обязанность разъяснять обратившимся к ним гражданам, в частности, содержание нормативных правовых актов об обязательном пенсионном страховании и способы реализации прав таких лиц, в том числе по наиболее выгодному варианту оценки пенсионных прав, применительно только к тем выплатам, которые производятся Пенсионным фондом Российской Федерации (в настоящее время Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а не относительно законодательства, касающегося ведомственного пенсионного обеспечения, в том числе размеров полагающихся пенсий и связанных с этим выплат.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе во взыскании недоплаченной пенсии в соответствии Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " и связанных с ней выплат, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что нормы пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовавшего на момент обращения Соколенко А.М. с заявлениями о назначении страховой и социальной пенсий, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а также статьи 2, части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагают на работников территориальных органов пенсионного обеспечения обязанность разъяснять обратившимся к ним гражданам, в частности, содержание нормативных правовых актов об обязательном пенсионном страховании и способы реализации прав таких лиц, не только по наиболее выгодному варианту оценки пенсионных прав, применительно к тем выплатам, которые производятся Пенсионным фондом Российской Федерации (в настоящее время Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации), но и относительно законодательства, касающегося ведомственного пенсионного обеспечения, в том числе размеров полагающихся пенсий и связанных с этим выплат. У ответчика ОСФР по Челябинской области имелась информация о получении истцом инвалидности вследствие военной травмы, а потому имелась и обязанность информировать истца о возможных вариантах пенсионного обеспечения.
Установив, что территориальным пенсионным органом не исполнена обязанность по разъяснению положений пенсионного законодательства о возможности обращения за назначением пенсии по различным основаниям, в частности, за назначением пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Отделением Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Челябинской области должны быть возмещены истцу убытки, причиненные в размере недополученной пенсии и иных выплат.
Определяя размер убытков, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " пенсия истца как инвалида третьей группы за период с октября 2020 года (начало получении пенсии в пенсионном органе) до 31 июля 2021 года (окончание выплат пенсии в пенсионном органе) составила бы 121 996 руб. 36 коп, выплаченная истцу пенсия за тот же период составила 46 219 руб. 24 коп. (10 560 руб. 78 коп. - страховая пенсия по инвалидности третьей группы, 35 658 руб. 46 коп. - социальная пенсия по инвалидности), в связи с чем пришел к выводу о том, что недополученная часть пенсии составляет 75 777 руб. 12 коп. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 6-ти летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" Соколенко А.М. полагалась выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за спорный период времени в размере 9 193 руб. 55 коп, которая пенсионным фондом выплачена в размере 8 700 руб, в связи с чем образовалась задолженность в размере 493 руб. 55 коп. С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что размер недополученной пенсии в соответствии Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " и связанных с ней выплат составляет 76 212 руб. 65 коп.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании недоплаты ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии задолженности по данной выплате, при этом исходил из того, что с 03 марта 2014 года Соколенко А.М. производилась ежемесячная денежная выплата по категории "ветеран боевых действий" в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с установлением истцу инвалидности третьей группы вследствие военной травмы на основании решения пенсионного органа от 13 мая 2021 года в беззаявительном порядке с 26 октября 2020 года произведен перевод ЕДВ с одного основания на другое (с категории "Ветеран боевых действий" на категорию "Военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанности военной службы"). С 26 октября 2020 года размер ЕДВ составил 5 565 руб. 32 коп, общая сумма ЕДВ за спорный период выплачена в полном объеме в размере 48 260 руб. 32 коп.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком не подтверждена оплата пособия по категории "Ветеран боевых действий", суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт перечисления денежных средств подтверждается выпиской по счету истца в ПАО "Сбербанк".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции о нарушении пенсионных прав истца соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Настаивая на отмене апелляционного определения Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области указывает на то, что страховая пенсия по инвалидности (с 26 октября 2020 года), а в последующем социальная пенсия по инвалидности (с 01 января 2021 года) назначена истцу на основании поданного им заявления о назначении пенсии по инвалидности; назначение, перерасчет и выплата пенсии на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " к компетенции Пенсионного Фонда Российской Федерации не относится, соответственно у пенсионного органа отсутствует обязанность разъяснять порядок ведомственного пенсионного обеспечения; территориальные органы пенсионного обеспечения обязаны разъяснять гражданам содержание нормативных правовых актов о способах реализации пенсионных прав только в отношении тех выплат, которые производятся Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приведенные ответчиком доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно подпункту 2, 8 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие и нетрудоспособные граждане.
В силу положений статьи 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а именно, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.
Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 - 6 и 9 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 5 указанного закона).
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", социальная пенсия (по инвалидности) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу положений статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Пунктом 1 статьи 22, пунктом 1, 3-4 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что установление пенсии производится по заявлению гражданина; пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее; перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой; пенсия по государственному пенсионному обеспечению, в частности, пенсия по инвалидности, социальная пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре. Обращение за установлением, выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
В силу положений статьи 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации. В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, а именно, фамилия, имя, отчество (при его наличии); дата рождения; сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность).
В силу положений пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории, в частности, лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 5 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право, на пенсии по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Положениями статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " предусмотрено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Пунктом 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " предусмотрено, что инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории, а именно, инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в частности, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права предусмотрено право на обращение за назначением пенсии по инвалидности - страховой или социальной в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и (или) Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - в органы Пенсионного фонда РФ, либо на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " - в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 05 августа 2000 года N 118-ФЗ, утратившего силу с 01 января 2023 года), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, являющийся инвалидом, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на получение пенсии по наиболее выгодному варианту и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, являющегося инвалидом, с заявлением о назначении пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на получение пенсии по наиболее выгодному варианту, основания, влекущие назначение пенсии по данному варианту, необходимость подачи заявления с целью своевременной реализации права на пенсию по инвалидности по соответствующему варианту.
Невыполнение пенсионным органом названной обязанности, приведшее к несвоевременному обращению инвалида с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в порядке и по основанию, которые являются для него наиболее выгодными, свидетельствует о нарушении пенсионным органом прав гражданина на социальное обеспечение в случае инвалидности и порождают гражданско-правовую ответственность пенсионного органа перед гражданином за причиненные ему убытки.
Учитывая, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии по инвалидности у ответчика имелась информация о получении истцом инвалидности вследствие военной травмы, следовательно, у пенсионного органа возникла обязанность информировать истца о наиболее выгодном варианте пенсионного обеспечения и способе его реализации. Поскольку ответчиком не были разъяснены положения пенсионного законодательства относительно порядка обращения за назначением пенсии по различным основаниям, в частности, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в пользу истца недополученной им части пенсии по инвалидности и иных, связанных с ней выплат, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ".
То обстоятельство, что Соколенко А.М. обратился в пенсионный орган через муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Златоустовского городского округа", а впоследствии с использованием сервиса "личный кабинет застрахованного лица" не освобождает пенсионный орган от исполнения обязанности разъяснить пенсионеру права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на получение пенсии по наиболее выгодному варианту.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного постановления.
Поскольку отпали основания для приостановления исполнения судебного постановления, суд кассационной инстанции на основании статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.