Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-32/2023 по иску прокуратуры Пермского края к Зыкову Алексею Александровичу, Зыковой Наталье Валерьевне о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, по встречному иску Зыкова Алексея Александровича к прокуратуре Пермского края о признании незаконными решений жилищной комиссии, по кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, объяснения прокурора Кустикова А.Г, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокуратура Пермского края обратилась в суд с иском к Зыкову А.А, Зыковой Н.В. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "данные изъяты" и выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение - квартира по адресу "данные изъяты" находится в оперативном управлении прокуратуры Пермского края и отнесено к специализированному жилищному фонду. Решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Пермской области от 15 июня 2005 г. Зыков А.А. был признан нуждающимся в жилье. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2009 г. N 66-к Зыков А.А. назначен на должность прокурора Горнозаводского района Пермского края. Решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Пермского края от 19 августа 2010 г. Зыкову А.А. предоставлено жилое помещение по адресу: "данные изъяты", 23 сентября 2010 г. между прокуратурой Пермского края и Зыковым А.А. заключен договор найма специализированного жилого помещения по адресу: "данные изъяты" 16, в соответствии с условиями которого совместно с Зыковым А.А. в указанную квартиру вселена в качестве члена его семьи супруга Зыкова Н.В. Приказом Генерального прокурора, Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 1193-к Зыков А.А. освобожден от должности прокурора Горнозаводского района и уволен из органов прокуратуры Пермского края в связи с выходом на пенсию за выслугу лет До настоящего времени служебное жилое помещение не освобождено.
Зыков А.А. обратился со встречным иском к прокуратуре Пермско края о признании незаконными решений жилищной комиссии Прокура Пермского края от 31 января 2017 г, 12 мая 2017 г, 21 декабря 2021 г. в части отказа в признании Зыкова А.А. нуждающимся в жилых помещениях, признании нуждающимся в жилом помещении, взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указал, что квартира по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, ул. Кирова, д. 48 кв. 16 отнесена к специализированному жилищному фонду в августе 2010 года, и предоставлена в связи с назначением на должность прокурора Горнозаводского района Пермского края. После увольнения со службы в связи с выходом на пенсию за выслугу лет обращался с заявлениями о признании его нуждающимся в жилье и передачи занимаемого жилого помещения в собственность. Считает, что при оценке нуждаемости жилищной комиссией прокуратуры Пермского края дана неверная оценка имеющимся в долевой собственности Зыковой Н.В. жилым помещениям, в том числе признание жилого дома по адресу: "данные изъяты" непригодным для проживания и отнесения жилого дома по адресу: пос "данные изъяты" к незавершенному строительству, а также проживание в квартире по адресу: г. "данные изъяты" нескольких семей. Фактически Зыков А.А. и члены его семьи Зыкова Н.В. и сын "данные изъяты". жилых помещений пригодных для проживания, площадью более учетной нормы не имеют. Кроме того, на основании платежных документов за период с ноября 2018 года по декабрь 2022 года было оплачено взносов на капитальный ремонт на общую сумму 25 963 руб. 86 коп, при этом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возлагается на собственника жилого помещения.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 15 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 мая 2023 года, встречный иск Зыкова А.А. удовлетворён частично. Признаны незаконными решения жилищной комиссии прокуратуры Пермского края от 31 января 2017 г, от 12 мая 2017 г. в части отказа в признании Зыкова Алексея Александровича нуждающимся в жилых помещениях в целях передачи ему жилого помещения в собственность. Зыков А.А. признан нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления жилого помещения в собственность в соответствии с Временным положением о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденным приказом Генпрокуратуры России от 12 ноября 2014 г. N 616. Признано незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры Пермского края от 21 декабря 2021 г. в части установления отсутствия оснований для признания Зыкова А.А. нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления в собственность жилого помещения. С Прокуратуры Пермского края в пользу Зыкова А.А. взыскано 19 160 руб. 28 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении исковых требований прокуратуры Пермского края к Зыкову А.А, Зыковой Н.В. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения отказано.
В кассационном представлении прокурор просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: "данные изъяты" приобретено прокуратурой Пермского края от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд на основании государственного контракта N 103 от 06 июля 2009 г, распоряжением прокуратуры Пермского края от 23 августа 2010 г. N 145/76-р отнесено к специализированному жилищному фонду, является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении прокуратуры Пермского края.
На основании заявления от 28 февраля 2005 года решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Пермской области от 15 июня 2005 года помощник прокурора Ильинского района Зыков А.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 15, 16-19).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2009 года N 66-к Зыков А.А. назначен на должность прокурора Горнозаводского района Пермского края (л.д. 22), жилищно-бытовой комиссией прокуратуры Пермского края 19 августа 2010 года принято решение о предоставлении Зыкову А.А. служебного жилого помещения по адресу "данные изъяты" (л.д. 23-24), с ним 23 сентября 2010 года заключен договор найма служебного жилого помещения, совместно с Зыковым А.А. в жилое помещение вселен член его семьи Зыкова Н.В. (л.д. 25-29).
Пунктом 19 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09 июня 2015 года N 1193-к Зыков А.А. освобожден от должности прокурора Горнозаводского района Пермского края и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (л.д. 30).
06 июля 2015 года Зыкова А.А. обратился с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и передаче в собственность занимаемого жилого помещения.
Заявление Зыкова А.А. от 06 июля 2015 года было рассмотрено жилищной комиссией прокуратуры Пермского края 31 января 2017 г, в удовлетворении заявления отказано (л.д. 193-201)
12 мая 2017 года жилищной комиссией прокуратуры Пермского края было принято решение подготовить и направить в суд исковое заявление о расторжении договора найма служебного жилого помещения от 23 сентября 2010 г. и выселении Зыкова А.А. и членов его семьи из служебного жилого помещения по адресу: "данные изъяты" в связи с отказом Зыкова А.А. подписать соглашение о расторжении договора найма в добровольном порядке (л.д. 202-207).
29 июня 2021 года Зыковым А.А. вновь было подано заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты (л.д. 33), а также заявление о передаче ему в собственность занимаемого служебного жилого помещения вместо единовременной выплаты (л.д. 35). Кроме того, дано согласие на оплату общей площади жилого помещения, превышающей размер обшей площади, определенной на основании п. 7-9 ст. 44.1 Закона о прокуратуре, в случае принятия решения о передаче ему в собственность занимаемого служебного жилого помещения (л.д. 34).
21 декабря 2021 года жилищной комиссией прокуратуры Пермского края принято решение не выходить к прокурору Пермского края с предложением о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материала о признании пенсионера органов прокуратуры Зыкова А.А. нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении занимаемого служебного жилого помещения, общей площадью 54, 7 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" собственность, так как представленные сведения и документы не подтверждают наличие оснований, необходимых для признания нуждающимся в помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты (обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более 15 кв.м на одного члена семьи) (л.д. 92-93).
Зыков А.А. и его сын "данные изъяты". не имеют в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации (л.д. 38, 45, 46, 47-48, 183, 184).
Согласно информации администрации Ильинского муниципального района и справке администрации Ильинского сельского поселения Зыков А.А. состоит в администрации Ильинского сельского поселения на регистрационном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 03 января 2003 года. Перерегистрация для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не проводилась, жилые помещения по договору социального найма Зыкову А.А. не предоставлялись (л.д. 50, 51).
В собственности Зыковой Н.В. находятся: 1/6 доля в праве собственности на жилой дом по адресу "данные изъяты" общей площадью 108, 3 кв.м, дата возникновения права - 13 апреля 2006 г. (л.д. 185-187); "данные изъяты", общей площадью 61, 2 кв.м, дата возникновения права - 20 июля 2007 г. (л.д. 180); 1/2 доля в праве собственности на однокомнатную квартиру по адресу: "данные изъяты", общей площадью 40, 5 кв.м, дата возникновения права - 09 августа 2012 г. (л.д. 188-189).
В квартире по адресу: г. "данные изъяты" с 2010 года и до настоящего времени зарегистрированы Зыкова Н.В. (собственник 1/2 доли), ее сын "данные изъяты", "данные изъяты" (собственник 1/2 доли), ее супруг "данные изъяты"
Заключением межведомственной комиссии Ильинского сельского поселения дом по адресу: "данные изъяты" признан непригодным для проживания (л.д.73-74, 76-77).
Постановлением администрации Ильинского городского округа от 19 ноября 2021 г. N 470-276-1.0-01-04 на основании заключения межведомственной комиссии Ильинского городского округа от 27 октября 2021 г. 43/2021, а в последующем постановлением администрации Ильинского городского округа от 15 июня 2022 г. жилой дом по адресу: "данные изъяты" признан подлежащим капитальному ремонту (л.д.78-79, 80-81, 82, 83-87).
Постановлением Правительства Пермского края от 30 августа 2018 г. N 488-п многоквартирный жилой дом по адресу "данные изъяты" включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы.
Зыковым А.А. представлены платежные документы, свидетельствующие об оплате им взносов на капитальный ремонт за служебное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении прокуратуры Пермского края за период с ноября 2018 года по декабрь 2021 на сумму 25 963 руб. 86 коп.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 44, 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", исходил из того, что при принятии 31 января 2017 г. и 12 мая 2017 г. решений об отказе в признании ответчика нуждающимся в жилом помещении (определении уровня обеспеченности), жилищной комиссией не было принято во внимание то обстоятельство, что жилой дом по адресу: "данные изъяты", общей площадью 61, 2 кв.м в установленном порядке признан непригодным для проживания, а квартира по адресу: "данные изъяты" занята несколькими семьями, в связи с чем, указанное жилье не может учитываться при определении уровня обеспеченности жилыми помещениями, в связи с чем, пришёл к выводу о том, что при наличии оснований для постановки ответчика на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он имеет право на предоставление ему служебного жилого помещения в собственность либо предоставление единовременной социальной выплаты, что исключает выселение ответчика и членов его семьи из спорной квартиры.
Частично удовлетворяя частично встречные требования Зыкова А.А. о возмещении расходов по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт законом возложена на собственника жилого помещения, Зыков А.А. исполнял данную обязанность за собственника, и пришел к выводу о том, что на стороне прокуратуры Пермского края возникло неосновательное обогащение.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые Зыковым А.А. решения жилищных комиссий от 17 января 2017 г, 12 мая 2017 г. и от 21 декабря 2021 г. приняты в соответствии с Положениями о жилищной комиссии прокуратуры Пермского края, утвержденными приказами прокурора края от 07 апреля 2015 г. N 67, от 18 января 2018 г. N 65-о, "данные изъяты". не может быть признан членом семьи Зыкова А.А. и с учетом нахождения в собственности Зыковой Н.В. жилых помещений, обеспеченность жильем Зыкова А.А. и члена его семьи Зыковой Н.В. составляет более учетной нормы, при определении нуждаемости комиссией правомерно учтены объекты недвижимости, находящиеся по адресу: "данные изъяты" и по адресу: "данные изъяты", основанием для отмены судебных актов не являются.
Согласно ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
В силу ч. 2 части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 2) пенсионеры по старости.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Согласно подпункту "б" пункта 4 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор, в том числе являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что при определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В связи с внесением Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" изменений в пункт 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N 616 было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещении, которым определялся порядок предоставления прокурорам служебных, жилых помещений и жилых помещений в собственность.
Согласно Временному положению передача в собственность прокурор жилого помещения осуществлялась по решению Генерального прокурора Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Временным положением прокурор, прослуживший органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении.
Кроме того, при наличии названного условия право на получение в собственность жилого помещения сохранялось за отдельными категориями граждан, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживавшими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Для установления нуждаемости прокуроров (граждан) в жилых помещениях в целях предоставления им жилых помещений в собственность, согласно абзацу первому пункта 6 Временного положения уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определялся с учетом всех жилых помещений, занимаемых прокурором (гражданином) и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, независимо от места расположения этих жилых помещений и оснований их приобретения (получение в порядке наследования, дарения, путем купли-продажи и пр.).
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые вступили в силу 11 января 2018 г, указанный закон дополнен статьей 44.1 "Обеспечение прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 25 статьи 44.1 Закона издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", которым утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), и отменено Временное положение.
В силу пункта 5 статьи 44.1 Закона и на основании пункта 2.3 Положения определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых прокурором и членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии с пунктом 17 статья 44.1 Закона право на предоставление по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным данной статьей.
Основания признания нуждающимися в жилых помещениях в целях получения единовременной социальной выплаты или предоставления жилого помещения в собственность установлены п. 4 ст. 44.1 Закона о прокуратуре, которые аналогичны основаниям, предусмотренным п. 5 Временного положения N 616.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Зыкова А.А. нуждающимся в жилом помещении.
Вопреки доводам жалобы, при определении нуждаемости Зыкова А.А. в жилом помещении, судом обоснованно не принято во внимание жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", находящееся в собственности супруги Зыковой Н.В. ввиду признания указанного дома аварийным, что свидетельствует о несоответствии указанного жилья требованиям ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Квартира по адресу: "данные изъяты" исключена судом при определении нуждаемости ответчика в жилом помещении, поскольку в данном помещении, представляющем собой однокомнатную квартиру, проживают лица, относящиеся к разным семьям.
При указанных обстоятельствах, при определении уровня обеспеченности Зыкова А.А. и членов его семьи жилыми помещениями, учету подлежит только 1/6 доля в праве собственности Зыковой Н.В. на жилой дом по адресу: "данные изъяты" общей площадью 108, 3 кв.м, что свидетельствует об отсутствии обеспеченности жилым помещением более 15 кв.м.
Проверяя доводы кассационного представления о том, что при определении нуждаемости семьи Зыкова А.А. также следует учитывать площадь, приходящуюся на 1/2 долю Зыковой Н.В. в праве собственности на квартиру по адресу: г "данные изъяты" (20, 25 кв.м), судебная коллегия отмечает, что Зыкова Н.В. не является единоличным собственником квартиры по адресу: г. "данные изъяты", доля в праве собственности на однокомнатную квартиру в натуре не выделена, при этом право пользования указанным жилым помещением имеет 5 человек, в том числе сын Зыковых - "данные изъяты", в связи с чем, уровень обеспеченности Зыковой Н.В. общей площадью в указанной квартире, определяется как отношение общей площади жилого помещения к количеству лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением и составляет 8 кв.м (40, 5:5), что также не свидетельствует об отсутствии нуждаемости семьи Зыкова А.А.
Отклоняя доводы о нарушении судом норм гражданского процессуального права, ввиду принятия решения о права и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что решение суда не содержит выводов о правах и обязанностях соответствующих органов и им не устанавливается обязанность по предоставлению ответчику жилого помещения в собственность либо предоставления единовременной социальной выплаты, предполагающих наличие решения Генерального прокурора Российской Федерации.
Доводы кассационного представления о необоснованном взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с оплатой Зыковым взносов на капитальный ремонт в отношении спорного жилья, отмену судебных актов в указанной части не влекут.
Так, в силу положений статей 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возложена на собственника жилого помещения.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, обязанность по уплате взносов капитальный ремонт лежит именно на прокуратуре Пермского кая, как на лице, владеющего помещением на праве оперативного управления применительно к положениям статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что такая обязанность фактически была исполнена ответчиком Зыковым, в отсутствие доказательств самостоятельного несения названных расходов прокуратурой, как законным владельцем спорного жилья, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении указанного требования Зыкова А.А.
Вопреки доводам жалобы, как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции обстоятельства, исключающие возможность взыскания неосновательного обогащения, предусмотренные ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
По существу доводы кассационного представления направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационного представления не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.