Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело N 2-8985/2022 по иску Щупака Виталия Андреевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании решения незаконным, включении периодов в стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Щупака Виталия Андреевича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения Щупак В.А. и его представителя Васильева В.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ПАО "Сургутнефтегаз" Манакова Д.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щупак В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по ХМАО-Югре) о признании решения от 21 октября 2021 года N 7109 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по Списку N 2 период работы с 10 ноября 1998 года по 28 июля 2022 года оператором технологических установок цеха специальных работ, о назначении досрочной страховой пенсии со дня обращения с заявлением.
В обоснование исковых требований указал, что 29 августа 2021 года обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Сургуте по ХМАО-Югре (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку занимаемая им должность предусмотрена позицией 2130301а-16081 раздела XII "Бурение и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 Указывает на то, что отсутствие кода льготы в системе персонифицированного учета не может повлечь отказ во включении периодов работы в специальный стаж, поскольку непредставление индивидуальных сведений с кодом льготы застрахованного лица в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не может служить основаниям для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку факт его работы в тяжелых условиях труда подтвержден доказательствами. Считает, что с учетом спорного периода его специальный стаж по Списку N 2 составляет более 14 лет, в связи с чем он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 декабря 2022 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2023 года, в удовлетворении исковых требований Щупак В.А. отказано.
В кассационной жалобе Щупак В.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на их незаконность.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, ПАО "Сургутнефтегаз" просят оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Щупак В.А, "данные изъяты" года рождения, 29 августа 2021 года обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением о назначении досрочной пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по ХМАО-Югре от 21 октября 2021 года N 7109 Щупак В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы по Списку N 2.
По результатам оценки пенсионных прав ОПФР по ХМАО-Югре установлено, что продолжительность страхового стажа истца составила 29 лет 03 месяца 26 дней (с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2 - 33 года 05 месяцев 11 дней); стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 27 лет 02 месяца 05 дней; стаж работы по Списку N 2 отсутствует.
Из трудовой книжки "данные изъяты" следует, что Щупак В.А. с 15 декабря 1995 года принят на работу в Сургутское управление по химизации технологических процессов "Сургутнефтепромхим" водителем третьего класса на автомобили всех марок на базу производственного обслуживания, 10 ноября 1998 года переведен оператором технологических установок четвертого разряда в цех специальных работ, 23 июля 2001 года ему присвоен пятый разряд, 20 января 2003 года присвоен шестой разряд, 01 мая 2007 года переведен оператором технологических установок шестого разряда в цех специальных работ, 22 июня 2022 года продолжает работать.
Щупак В.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 июля 2000 года.
Характер работы Щупака В.А. в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодателем ПАО "Сургутнефтегаз" не подтвержден.
Из справки, уточняющей стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости от 18 ноября 2022 года N 13-12-60-97, оформленной ПАО "Сургутнефтегаз" следует, что работа истца в Сургутском управлении по химизации технологических процессов "Сургутнефтепромхим" - структурном подразделении ПАО "Сургутнефтегаз" в период с 15 декабря 1995 года по 28 июля 2022 года дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом, справка от 19 августа 2021 года N 13-12-6041 признана работодателем недействительной.
Из Положения о Сургутском управлении по химизации технологических процессов "Сургутнефтепромхим", являющимся структурным подразделением ОАО "Сургутнефтегаз", следует, что основными видами его деятельности являются: обработка призабойных зон скважин химическими композициями для повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации притока, глубокое воздействие на пласт групп и отдельных скважин закачкой композиций для повышения нефтеотдачи пластов, профилактические работы и депарафинизации внутрискважинного оборудования углеводородными растворителями, ремонтно-изоляционные работы, ограничение водопритока в скважинах, текущий ремонт и обслуживание специальной нефтепромысловой техники и оборудования, ремонт узлов и агрегатов, зачистка резервуаров от донного осадка комплексом оборудования, его осушка - возврат жидкой фазы в производства, утилизация нефтезагрязненного грунта на термическом десорбере путем возгонки углеводородов при температуре 700-750С, содержание углеводородов в грунте после переработки не более 2%, утилизация нефтезагрязненного грунта, в том числе парафинов, путем сжигания углеводородной составляющей, на комплексе оборудования по сжиганию нефтешламов от моек НКТ и резервуаров (сжигатель), перевозка опасных грузов (углеводородные растворители, топливо, масла, кислоты, щелочи, кислород, пропан) и другие.
В соответствии с положениями о цехе специальных работ от 30 октября 2015 года N 20/1, от 19 октября 2021 года N 13-14-41-28 основными задачами цеха являются проведение работ по зачистке резервуаров, переработке нефтешламов, утилизации промышленных отходов, проведение регламентных работ с целью обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования на опасных производственных объектах, обеспечение безопасной эксплуатации, ведения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования.
Согласно рабочим инструкциям от 30 ноября 2012 года N 21-13, от 24 июня 2021 N 13-14-42-39 трудовая деятельность Щупак В.А. связана с ведением технологического процесса и наблюдением за работой обор и газа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж спорного периода работы, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", исходил из того, что ни в трудовые обязанности истца, ни в функции и задачи цеха специальных работ, ни в виды деятельности предприятия не входит переработка нефти, газа, газового конденсата, переработка угля и сланца, в связи с чем пришел к выводу о том, что не подтверждена занятость истца в период работы с 10 ноября 1998 года по день обращения за назначением пенсии в производстве, предусмотренном подразделом 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, переработка угля и сланца" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, в связи с чем спорный период не может быть учтен в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Установив, что у истца отсутствует необходимый стаж работы по Списку N 2, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ОПФР по ХМАО-Югре обязанности по назначению Щупак В.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что истцом предоставлены все необходимые документы, подтверждающие его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
Список N 2Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 1956 года).
Правом на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со Списком N 2 разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" подраздел 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" пользуются: операторы технологических установок, занятые в производствах перегонки, крекирования и каталитического риформинга нефти и нефтепродуктов, пиролизе нефтепродуктов, подготовки сырой нефти, регенерации растворов и масел, производстве газового бензина, сжиженных газов; конденсации, улавливания газового бензина; конверсии природного, водяного газа; щелочной очистки нефтепродуктов, искусственного жидкого топлива, топливоподготовки, топливоподачи, обогащения твердого топлива, производстве битума, консистентных смазок, а также ремонта и обслуживания технологического оборудования и коммуникаций основных производств, производственной канализации, вентиляции резервуарных парков и коммуникаций для нефтепродуктов и газа, эстакад по сливу и наливу нефтепродуктов и реагентного хозяйства (позиция 2130301а-16081).
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствует информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Таким образом, для включения периода работы в специальный стаж необходимо, чтобы одновременно были выполнены два условия: выполнение работы в должности, предусмотренной Списком, и выполнение работы в той отрасли производства, которая предусмотрена Списком.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости), а также сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
После 01 января 1992 года необходимо подтверждение занятости в течение полного рабочего дня.
Документами, подтверждающими льготный характер работы, могут быть: выписка из индивидуального лицевого счета, табели учета рабочего времени, уточняющие справки работодателя, личная карточка формы Т-2, лицевые счета, штатные расписания, другие документы, из которых усматривается льготный характер работы.
В рассматриваемом случае условием, при котором Щупак В.А. могли быть включены в специальный стаж периоды работы в Сургутском управлении по химизации технологических процессов "Сургутнефтепромхим" ПАО "Сургутнефтегаз" с 10 ноября 1998 года по день обращения за назначением пенсии, является не только замещение истцом конкретной должности, но и его занятость в течение полного рабочего дня в производстве предприятия по переработке нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца.
Проверяя характер трудовой деятельности истца в спорный период, оценив собранные по делу доказательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку факт выполнения истцом работы, поименованной Списком N 2 от 1991 года, документально не подтвержден, в частности, не подтверждено производство по Списку N 2 от 1991 года, в соответствии с которым истец имел бы право на досрочное пенсионное обеспечение.
В связи с отсутствием документального подтверждения работы истца именно в производстве предприятия по переработке нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца, поименованной Списком N 2 от 1991 года, суды обоснованно отказали во включении в специальный стаж периода работы истца в качестве оператора технологических установок.
В виду того, что у истца отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности 12 лет 06 месяцев, суды правильно отказали в назначении досрочной страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод кассационной жалобы, выражающий несогласие с оценкой представленных в материалы дела доказательств, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 3271, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому связанные с ним доводы заявителя не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При разрешении дела представленные в дело доказательства оценены судом в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений правил оценки доказательств судами не допущено.
По результатам оценки доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что ни карта аттестации рабочих мест по условиям труда от 25 ноября 2020 года, ни карта специальной оценки труда от 10 декабря 2014 года, ни локальные акты ПАО "Сургутнефтегаз" регламентирующие характер работы подразделения, в котором работал истец (Положение о Сургутском управлении по химизации технологических процессов "Сургутнефтепромхим", Положение о цехе специальных работ) не подтверждают работу истца в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком N2.
Ссылка в кассационной жалобе на справку работодателя от 19 августа 2021 года N 13-12-6041 не может быть принята во внимания, поскольку в данной справке работодатель подтверждает право на досрочное назначение пенсии по иному основанию - по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пункту 2 части 1 статьи 30 того же закона. Кроме того данная справка признана работодателем недействительной.
Вопреки доводам кассационной жалобы направление на медицинский осмотр, выданное Щупаку В.А, не содержит сведений о работе истца во вредных условиях труда, предусмотренных Списком N2.
Представленные работодателем доказательства, в обоснование своей правовой позиции об отсутствии у истца необходимых условий для включения в его специальный стаж по Списку N2 спорного периода работы, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щупака Виталия Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.